От былых времен осталась, пожалуй, только изрядно сократившаяся торговля. А ведь она во многом определяет межгосударственные отношения. История уже тысячи раз доказывала, что даже хилая торговля связывает страны крепче самых мощных танков и идеологических заклинаний в вечной дружбе. У двух стран есть все предпосылки для вывода экономического сотрудничества на вполне приличный уровень. Главное - не выбросить вместе с "социалистическими пережитками" все то ценное, что копилось десятилетиями.
Бывшие соцстраны дружно потянулись в Евросоюз и НАТО, и процесс этот, судя по всему, необратим. Так что если сегодня упустим время, то уже в ближайшее время Россия не только окончательно потеряет перспективные рынки, но и возможность органично вписаться в объединенную Европу со своими экономическими интересами. Впрочем, и восточноевропейские государства рискуют лишиться огромного российского рынка. Опыт десятилетнего свободного плавания без опеки старшего брата развеял многие иллюзии - Европа давно поделена, новичков здесь особенно не ждут и уж тем более не балуют тепличными условиями. Политика и бизнес часто идут рядом, но живут они все-таки по разным законам, и хотя континент стремится к объединению, конкуренцию никто не собирается отменять.
Ситуация осложняется еще и тем, что торговля перестала быть исключительно государственным делом. В подавляющем большинстве случаев нынешние продавцы и покупатели - частные фирмы. От их умения находить общий язык и зависят отношения между странами и народами. Выходит, лозунг "Учитесь торговать!", выдвинутый вождем мирового пролетариата почти сто лет назад, остается актуальным.
Современные российские предприниматели ведут себя на европейском рынке очень по-разному. Одни, как провинциальные купцы, вырвавшиеся в столицу, не считая денег, скупают все: авось пригодится! Потом непременно приходит разочарование: "е-мое, а зачем все это мне надо... " Другие приходят в Европу со своим уставом, скупают втихаря значительные пакеты акций приглянувшихся предприятий и пытаются диктовать условия. Такую политику расценивают как экономическую агрессию, что, мягко говоря, делает дальнейший бизнес весьма проблематичным. Кроме того, подобная практика бросает тень на межгосударственные отношения. Но есть и положительные примеры, число их множится, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Вернемся в Венгрию. Торговлю между двумя странами можно охарактеризовать несколькими расхожими символами: "Икарусы", зеленый горошек, нефть и газ. Последние, как и прежде, остаются главным российским товаром. В Венгрии, правда, есть небольшие месторождения и нефти, и газа. Крупнейшая на местном рынке компания АО МОЛ добывает это сырье, и она соответственно покрывает четвертую и пятую часть потребностей страны. Все остальное МОЛ покупает в России: только нефти примерно шесть миллионов тонн. В прошлом году российская компания ЮКОС поставила нефти на 800 миллионов долларов (70-75 процентов от потребности рынка).
- Мы очень ценим наше сотрудничество с МОЛ, - говорит представитель НК ЮКОС в Венгрии и Центральной Европе Имре Фазакаш. - Речь идет не только о простой купле-продаже нефти, хотя это очень важно и не так просто, как кажется на первый взгляд. Мы надеемся вывести наше взаимодействие на более высокий уровень. В Ханты-Мансийском автономном округе предполагается освоение и эксплуатация Западно-Малобалыкского месторождения на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) совместно с венгерской нефтегазовой компанией.
Партнеры выложат по двести миллионов долларов на разработку далеких сибирских нефтяных полей. Двести миллионов "зеленых" для такой большой компании, как ЮКОС, деньги, конечно, хорошие, но и без них она может справиться с месторождением в одиночку. Зачем тогда все это?
- Малобалык открывает новые перспективы для ЮКОСа на многие годы, - продолжает собеседник. - Все тяжелые переговоры по месторождению, его обработке, совместной эксплуатации завершены. МОЛ убедился: их никто не собирается обманывать, а мы поняли: венгры - хорошие специалисты, с ними можно нормально сотрудничать. На каком-то этапе взаимное доверие бывает дороже денег. Сейчас для нас именно это и важно.
Если МОЛ для ЮКОСа - хорошая основа для совместных проектов в Западной Европе, то "своя" российская нефть для венгерской компании - сильный козырь в конкурентной борьбе, а она обязательно обострится с присоединением бывших соцстран к Европейскому союзу и с введением общей валюты - евро.
Подспудное соперничество началось уже давно. Идет настоящая гонка между нефтеперерабатывающими заводами. В свое время каждая страна изо всех сил старалась стать мощной индустриальной державой, НПЗ понастроили гораздо больше, чем надо. Ныне их общая мощность в два, а то и в три раза превышает потребности рынка. Между тем в Европе в очередной раз собираются вводить более жесткие стандарты на топливо. Значит, понадобятся новые капитальные вложения на реконструкцию, а средств, как всегда, не хватает. Ясно, какие-то из заводов будут закрыты или в лучшем случае работать на неполную мощность.
Словом, игроки австрийского, словацкого, польского, венгерского, хорватского и чешского нефтяных рынков очень внимательно наблюдают друг за другом. Все прекрасно понимают, что в регионе останется, скорее всего, одна компания, образуется некий международный нефтяной конгломерат. Вот только за счет кого, на чьей базе? Каждый втайне надеется, что именно он получит главный приз.
По большому счету россиянам все равно, кто победит в конкурентной борьбе. Все ее участники, за исключением австрийцев, которые по политическим причинам изначально покупают более дорогую арабскую нефть, сидят на конце российской трубы. И совершенно неважно, кто - ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК - будет платить налоги и таможенные пошлины в государственную казну.
Но может случиться так, что главный приз не достанется нашим бывшим братьям. Его попытаются заполучить западные нефтяные гиганты. Пока они только присматриваются к новым рынкам, ограничиваясь строительством бензозаправок. Даже топливо для них они покупают в основном у местных производителей, например у МОЛа. Но после того как восточноевропейские страны станут полноправными участниками Европейского союза, обнаружится не только множество жирных плюсов, но и отдельные минусы. Западные нефтяные компании получат возможность, образно говоря, играть на своем поле и по своим давно отработанным правилам. Вряд ли это принесет много радости их гораздо более слабым конкурентам.
Что же касается российских поставок, то вся инфраструктура западных компаний рассчитана на северную и южную нефть. Значит, и нам ничего не светит. Может быть, не сразу, но восточные нефтяные потоки на Запад сильно обмелеют, а то и прекратятся совсем. Когда речь идет о многомиллиардных прибылях, можно и Россию объявить страной-изгоем со всеми вытекающими последствиями.
Делается это, как показывает практика последних лет, весьма просто. Причиной может быть что угодно: Чечня, права человека или, скажем, попрание гуманитарных прав наркоторговцев на южных границах страны. И окажемся мы по шею в никому уже не нужной нефти и с вяло стагнирующей промышленностью. Вот тогда все пережитое за последние десять лет покажется цветочками. Ведь торговля нефтью - та самая палочка-выручалочка, которая удерживает страну от скатывания в экономический хаос.
Все это - только мои умозаключения. Но вряд ли кто станет возражать: мир стал странно-динамичным, и даже самые бредовые фантазии, к сожалению, быстро становятся реалиями.
Не знаю, согласится ли с такими выводами 52-летний генеральный директор АО МОЛ Дьердь Мошони. До своего вступления в 1999 году в нынешнюю должность он проработал почти четверть века в компании "Шелл", отвечал за всю Центральную Европу. Теперь пытается из венгерской компании сделать международную.
Новый генеральный энергично взялся за дело. С его приходом пересмотрена стратегия компании. МОЛ решительно расстается с непрофильным бизнесом. Отказались даже от прибыльной разведки нефтяных залежей за пределами страны. Дело в том, что возврат капитала в этом случае растягивается на многие годы, а деньги на развитие компании нужны, видимо, уже сейчас. В 1993 году Венгрия вступает в Евросоюз, времени - в обрез. МОЛ сконцентрировался на сравнительно быстроокупаемой нефтедобыче. Экономисты фирмы вывели магическую цифру - 16-процентный ежегодный рост. Такая динамика возможна только на базе региональной экспансии, и у МОЛа появились интересы в Польше, Словакии, все чаще здесь посматривают на Хорватию. Изменилась и организационная структура, она стала более гибкая и работоспособная. Не обошлось и без сокращения персонала.
- Если не случится каких-то очень больших катаклизмов, мы должны выйти на уровень западных компаний типа "Шелл", - говорит господин Мошони. - Это реально. Страна находится на подъеме, инфляция сокращается, наша продукция востребована. Мы очень надеемся на ЮКОС как надежного поставщика нефти и партнера по освоению Западно-Малобалыкского месторождения.
Выходит, мы пока нужны друг другу. Введение визового режима на границе вряд ли нанесет ущерб межгосударственным отношениям. Экономика - дело серьезное, все остальное, как учили классики марксизма-ленинизма, - надстройка. Переживем и визы, правда, поездка в Будапешт теперь обойдется на сорок долларов дороже.
Кстати, венгерским рабочим и инженерам, которые поедут в Ханты-Мансийский автономный округ, они тоже понадобятся. Случится это, видимо, уже скоро. Несколько дней назад Государственная Дума решилась-таки изменить некоторые положения Закона об СРП. Принятый в 1995 году, он оказался мертворожденным, так как не содержал важных для инвестора гарантий по налогам и регулированию экспортных поставок. Депутаты устранили эти препятствия. Слово теперь за Советом Федерации (планируется рассмотреть изменения к закону в сентябре) и президентом.
...Венгры поедут работать в Сибирь - прямо-таки чисто сэвовский проект! Представляю, какая шумиха поднялась бы лет пятнадцать назад. Газеты писали бы о нерушимой братской дружбе, взаимопомощи и других внеэкономических понятиях. Сейчас все идет тихо и буднично, хотя две частные компании, не упуская, конечно, собственной выгоды, решают поистине государственные задачи.
Надо сказать, что для ЮКОСа Венгрия, а также Югославия и Хорватия - важное, но не единственное направление. Особое место в усилиях по диверсификации экспорта занимает более масштабный китайский проект. Речь идет о строительстве нефтепровода из России в Китай протяженностью более тысячи километров.
На пресс-конференции генеральный директор АО МОЛ пообещал выучить русский язык, если дойдет до совместной эксплуатации Западно-Малобалыкского месторождения. Судя по всему, ему придется долго говорить по-русски.