Наиболее впечатлительные эксперты уже успели назвать происшедшее в стенах Госдумы 9 июня 2000 года налоговой революцией. Попробуем разобраться - не преувеличение ли подобная оценка? Революционная ситуация, как считали классики, - это когда "верхи не могут", а "низы не хотят". Формула в данном случае абсолютно уместная - государство не может собрать налогов столько, сколько хочет, а граждане и предприятия не хотят платить столько, сколько от них требуют.
Реальные проекты и предложения по выходу из создавшегося тупика стали появляться в последние месяцы. Серьезная борьба развернулась вокруг статей Налогового кодекса, касающихся налогов и отчислений с заработной платы. Правительство предложило снизить нагрузку на фонд заработной платы. На первый взгляд самый радикальный шаг - введение единой для всех ставки подоходного налога в 13 процентов. Однако эту меру революционной не назовешь - сегодня по минимальной ставке подоходного налога в 12 процентов облагаются доходы 90 процентов граждан.
Что касается добавляющегося до 13 одного процента, то и здесь все просто: сейчас у каждого гражданина из зарплаты, помимо подоходного налога, вычитается еще 1 процент, который перечисляется в Пенсионный фонд. Поэтому минимальная ставка вычетов из зарплаты не меняется. Другое дело, что после введения единого подоходного налога огромное число людей освободится от изнурительной процедуры подачи налоговой декларации. Их должны будут подавать только частные предприниматели и нотариусы.
Впрочем, не ставка в 13 процентов стала объектом борьбы различных лоббистских группировок, а совсем другое предложение правительства - покончить с существующей ныне практикой взимания с работодателей отчислений на заработную плату работников сразу в 4 внебюджетных фонда. Именно это обстоятельство делает "черный нал" одним из ключевых механизмов российского бизнеса, загоняет в тень значительную часть экономики, служит питательной подпиткой для коррупции.
Правительство предложило - давайте соединим все выплаты во внебюджетные фонды в один социальный налог и постепенно будем его снижать. И после этого революционность ситуации дала о себе знать - профсоюзы вывели на улицы тысячи людей с плакатами "Долой социальный налог!" До баррикад, правда, дело не дошло - кто ж на них пойдет, чтоб отстаивать высокие налоги! Представителям профсоюзов показалось, что уменьшение отчислений с заработной платы снизит социальную защищенность людей.
Как ни странно, правительство очень быстро пошло на попятный. Уже 25 мая в интервью "Труду" первый зам. министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что правительство решило не включать в единый социальный налог отчисления в Пенсионный фонд и фонд социального страхования.
Но произошло то, чего не ожидал никто. 9 июня 2000 года Дума отвергла компромиссный вариант закона о социальном налоге, предложенный правительством именно за его компромиссность. В частности, лидер фракции "ОВР" Евгений Примаков задался вопросом, а с какой стати два фонда из четырех будут продолжать существовать в нереформированном виде? В результате Дума решила оставить в Налоговом кодексе положение о том, что с 2001 года отчисления в Пенсионный фонд будут включены в социальный налог.
Как заявил заместитель председателя думской фракции "Единство" Франц Клинцевич, "сохранение прежней системы было выгодно, тем, кто заинтересован в сохранении контроля над финансовыми потоками через внебюджетные социальные фонды. Введение единого социального налога - важная победа государства над олигархами от социальной сферы".
Вернемся к новым миллионерам, о которых сказано вначале. Откуда они возьмутся? Ну, во-первых, закон о социальном налоге в думской редакции действительно сможет вывести из тени высокие доходы граждан. Шкала социального налога регрессивная, то есть ставка его будет уменьшаться по мере роста начисленной заработной платы. К тому же ставки, которые утвердили депутаты, оказались более льготными, чем те, которые предлагало правительство. Так, парламент отклонил предложение правительства, согласно которому доход в сумме свыше 300 тысяч рублей должен был облагаться ставкой единого социального налога в 10 процентов. Утверждена более низкая ставка для сверхвысоких доходов - годовой доход свыше 600 тысяч рублей будет облагаться социальным налогом в сумме 105,6 тысячи рублей плюс 2 процента с суммы, превышающей 600 тысяч рублей.
Что получается в итоге? Заработная плата в сумме свыше 600 000 рублей будет облагаться общим налогом в 19 процентов (13 - подоходный налог, 2 - социальный, 4 - отчисления в соцстрах; кстати, сегодня общая сумма изъятий с этой суммы доходит до 70 процентов). Поэтому для тех, кто хочет платить все налоги, будет выгодно показывать очень высокие доходы. Найдутся и такие работодатели, которые зарплату целых коллективов станут оформлять на одного человека, чтоб сэкономить на налогах. А поскольку самая большая экономия начинается после 600 000 рублей годового дохода, то можно смело прогнозировать рост числа легальных миллионеров.
Сделан первый шаг для увеличения числа людей в России, довольных не только доходами, но и законами. Может, и бедных станет меньше?