Московская метрополитен-опера совершила бросок в современность и обзавелась буфетом с туалетом
Второй год подряд день рождения Московского метро отмечают исполнением оперы. В 2016-м это была прекрасная «Сельская честь»на прекрасной «Кропоткинской». Правда, то исполнение прекрасным не назову, но узнать партитуру Масканьи сквозь хрип подзвучки не без труда, но в общем было можно. Теперь действо перенесли на суперсовременный «Деловой центр», подзвучку сделали более качественную и оперу поставили новенькую, композитора Михаила Костылева на сюжет толкиеновского «Сильмариллиона». Дирижировал Дмитрий Барсуков (Президентский оркестр плюс несколько хоров из Москвы и Нижнего Новгорода, в том числе родившийся буквально на днях хор Московского метро, плюс солисты, плюс балет и многое другое).
Для начала – все-таки приятно, что заголовок прошлогодней трудовской статьи «В Москве – своя метрополитен-опера» руководство подземки восприняло как девиз (см.буклет проекта «Опера в метро») и решило ввести оперные исполнения в традицию.
Правда, описывать музыку нынешнего спектакля в подробностях вряд ли стоит – не думаю, что ей уготована столь же долгая жизнь, как творению Масканьи. Хотя для слуха она довольно приятна. Представьте себе ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ блокбастер на КЕЛЬТСКИЙ сюжет о первоначальной битве эльфов с демонами, приведшей к сотворению Солнца, Луны и всех прочих примет современного мироздания. И вообразите, какую музыку мог бы написать к нему ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ композитор, понаторевший в жанре кино-саундтрека. Этакую смесь эльфийского с нижегородским и создал Михаил Костылев, кстати, уже писавший музыку к достаточно известным фильмам, включая «Двадцать восемь панфиловцев». Тексты тут вправду эльфийские, придуманные Толкиеном, ну а мелодика предельно проста и доступна для самого неискушенного слуха.
Впрочем, в данном случае нам сыграли саундтрек без самой картины, которой попросту не существует, а слушание саундтрека без экшена – довольно скучное дело, если ты не можешь дополнить музыкальную сюиту воспоминаниями об экранной драме. Отчасти это отсутствие музыкальной драматургии компенсировали элементами инсценировки, которым, конечно, далеко до полноценного фильма. Но все же выходы на авансцену, то есть на платформу, двух героинь в красивых платьях, белом и черном (Варда – сопрано Ирина Сакне, Мириэль – меццо Агата Ткачева), героического эльфа (Феанор – тенор Илья Прахов), а также танцовщиков Виктории Назаренко, Антона Варфоломеева, Романа Зятькова и др., эффектно проецирующихся на смычки оркестра и громадный хор на эскалаторе и галереях, придали действию некоторую зрелищность. По крайней мере за тот час что длилось поставленное режиссером Андреем Цветковым-Толбиным представление (примерно с полтретьего до полчетвертого утра в субботу), я не заметил, чтобы хоть как-то оголились ряды партера, устроенного тут же на платформе.
В финале композитор, оказавшийся на удивление юным, был очевидно доволен исполнением. И предупредил, чтобы мы не расслаблялись: показанное – лишь одна часть, соответствующая первой из 13 глав книги. Весь 13-частный цикл будет написан в ближайшие годы. Правда, где его покажут, неизвестно: если сейчас удачно предложило свои возможности метро, то захочет ли оно еще 12 своих дней рождения посвятить эльфийской эпопее?
Но в том, что касается вклада метров проект, налицо явный прогресс. Если, например, год назад публике, пришедшей на «Кропоткинскую», предлагалось обходиться без буфетов и туалетов, то сейчас на «Деловом центре» работало аж целое кафе на пару десятков мест, включая одно туалетное, куда, выстояв не слишком долгую очередь, даже можно было попасть. О том, какие арт-проекты в метро ждут нас в ближайшем будущем, начальник подземки Дмитрий Пегов предпочел умолчать (хотя в том, что они будут, сомневаться не приходится, судя по постоянству, с которым таковые возникают: достаточно напомнить ныне действующий отличный проект Третьяковки на Кольцевой линии «Интенсив XX», посвященный русскому искусству ХХ века). Осталось также неясным, перейдет линаконец метро к организации истинно публичных, т.е. с платными билетами, а не пригласительными для избранных, артистических акций.
Да Дмитрий Владимирович, как мы вскоре узнали, и работал-то в метро чуть ли не последние сутки – с начала нынешней недели его перевели в РЖД заведовать пассажирскими перевозками. А тех журналистов, которым не хватило впечатлений на опере, он пригласил с собой посмотреть парад поездов на той самой Кольцевой, прокатиться в суперсовременном (всего месяц на линии) поезде «Москва» без внутренних перегородок и под конец изучить выставку исторических вагонов на «Партизанской». Это зрелище для любителей старинной техники (к которым принадлежит и обозреватель «Труда»), было, возможно, даже более увлекательным, чем толкиеновские страсти в отечественном изводе на столичном «Деловом центре».