Как орловский губернатор Вадим Потомский ищет инвесторов для экономики во вверенной ему области
Губернатор Орловской области Вадим Потомский очень любит поговорить на публику. И все бы ничего — простительная слабость для людей, у которых с делами куда хуже ладится, чем со словами. Но в большинстве случаев именно губернаторские речи, в которых он либо делится неслыханными достижениями, либо обвиняет в кознях своих оппонентов и обстоятельства, дают пищу для острот не только завзятым юмористам, но и персонам куда более серьезным. Например, сотрудникам правоохранительных органов. Ведь совсем не случайно весьма информированный официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин назвал господина Потомского «Хлестаковым на воеводстве».
Есть ли основания для таких литературных параллелей? Да сколько угодно! Возьмем свежие примеры. Нынешней весной в программе «Актуальное интервью» на местном телеканале «Первый областной» губернатор Потомский подводил некоторые итоги своей деятельности за год. И здесь, как и во многих других публичных выступлениях главы области, то и дело проскакивало звучное, рычащее слово «инвестор» (ну нравится оно Вадиму Владимировичу!). Тут самое время вспомнить сообщение из областной администрации, которое было торжественно оглашено прошлой осенью: «Главой области поставлена задача к 2018 году выйти на ежегодный уровень инвестиций в 100 млрд рублей». Поистине планов громадье, от которого захватывает дух.
Остается лишь в 22 раза увеличить инвестиции. Всего-то...
Но скоро сказка сказывается... Чем же она обернулась на сегодняшний день в реальности? Инвестиции в первый год губернаторства господина Потомского составили (если, конечно, верить продемонстрированным во время телешоу графикам) 4,5 млрд рублей. В спорте про таких бегунов говорят деликатно: засиделся на старте. Впрочем, Хлестаков-Потомский обещает нагнать упущенное и увеличить инвестиции в хозяйство вверенной ему области в 22,5 раза за три года. Если такое случится, страна должна бы воздвигнуть предводителю Орловщины памятник из чистого золота. Впрочем, за сохранность золотого запаса не стоит беспокоиться, драгметалл останется в целости.
И все же интересно, откуда черпает свой оптимизм губернатор. Вот, к примеру, что он рассказал о потенциальных зарубежных инвестициях: «У нас более чем 60 встреч прошло за этот год. Это по инвесторам, которые будут рассматривать ситуацию с размещением своих производств на территории Орловской области. Хочу сказать: те, кто к нам прибыл с настоящим желанием организовать свои проекты на территории Орловской области, они работают». Звучит? Еще бы! Так и видится картина, как инвесторы со всего мира выстроились в очередь, чтобы встретиться с губернатором Потомским и предложить ему грандиозные проекты по организации межпланетного шахматного турнира.
Но черт, как известно, кроется в деталях. Вот и мы попробуем разобраться в них. И очень скоро увидим, что после «более чем 60 встреч с инвесторами», в том числе из Бенина, Эфиопии и Индонезии (в эту комфортную для отдыха страну орловская делегация съездила с ответным визитом), никаких заводов, крупных, средних и даже мелких бенинско-эфиопских предприятий и инвестиций на Орловщине не появилось...
Чтобы лучше представить себе «конкретный разговор» о привлеченных в орловскую экономику финансовых и иных ресурсах, приведем фрагмент телеотчета губернатора Потомского. Легко заметить, что, как только речь зашла о чем-то конкретном, губернатор «поплыл» и предпочел воспарить в выси общих рассуждений. Итак...
Ведущая:
— Конкретно вы можете назвать новых резидентов, новых инвесторов, которые зайдут в регион или сейчас заходят, в это самое время?
Губернатор:
— Много мелких инвесторов, которые приходят и рассматривают вопросы переработки сельхозпродукции на территории области в ряде районов... Плюс ко всему есть инвесторы, которые изъявили желание строить элеваторы. У нас огромная нехватка элеваторов идет. Ну вот смотрите, 3 млн тонн у нас по зерновым, а элеваторов на миллион двести...
Что ж, если уж руководитель области увел разговор в эту сторону, давайте и мы обратимся к истории с урожаем зерновых. Во время встречи с главой правительства России Дмитрием Медведевым 16 июля 2014 года господин Потомский предвкушал будущий урожай в невиданных на Орловщине цифрах: «Как минимум планируем повторить рекордный урожай прошлого года. В прошлом году было 2,8 млн, в этом году прогнозируем 3 млн тонн». Премьер тогда в ответ напомнил: «Главное еще — сохранить зерно потом, это не менее важная задача».
Вот в этом нехитром диалоге и кроется главная проблема. Вспомним, что экс-губернатор Егор Семенович Строев, выросший в деревне и доподлинно знавший, что такое сельское хозяйство, почти четверть века руководивший областью, никогда не собирал больше 2 млн тонн зерна. Что, не могли при нем орловские крестьяне поставить рекорд? Да могли, конечно! И земля на Орловщине плодородная, и люди работать умеют. Но было время, когда здесь руководители мыслили не столь звонкими, зато куда более реалистичными категориями. А господин Потомский ведет речь о рекордном урожае в 3 млн тонн зерновых и при том сознает, что емкость элеваторов — лишь на 1,2 млн. А куда деть еще 1,8 млн тонн? Продать прямо с поля трудно, хранить негде. Получается, сначала героически собрали, а потом стали чесать в затылке, искать тех, кто вдруг возьмется строить элеваторы...
Вадим Потомский гордо рассказал телезрителям и о том, как работает единственный крупный орловский инвестор: «У нас очень серьезные деньги пытается реализовать по молочному комплексу — это «Орловская Нива». Несмотря на сегодняшние всевозможные наши споры, тем не менее, как бы там кто-то что-нибудь ни говорил, в том числе мои определенные возмущения по приобретению этого предприятия, оно не остановилось, оно развивается, и я объективно благодарен руководителю этого предприятия Будагову. Он работает и вкладывает деньги, то есть у нас и своих инвесторов более чем достаточно». Что ж, попробуем перевести эту, прямо скажем, не слишком внятную речь на русский язык.
Если судить по словам господина Потомского, «Орловская Нива» — чуть ли не его любимое детище. На самом деле этот крупнейший сельскохозяйственный актив был создан еще 21 год назад при непосредственном участии все того же Егора Строева и долгое время находился в областной собственности. Потом «Нива» была, попросту говоря, разграблена, меняла хозяев — и вот уже несколько лет то и дело фигурирует в уголовной хронике. Год назад, 29 мая 2014-го, уже после прихода в область Потомского, в отношении Сергея Будагова, при прежнем губернаторе Александре Козлове купившего «Орловскую Ниву», было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, Будагов, являясь генеральным директором ОАО «АПК «Орловская Нива» и действуя из корыстных побуждений совместно с должностными лицами администрации Орловской области, использовал свое служебное положение и приобрел для подконтрольного ему ЗАО «АПК «Юность» 99,98% пакета акций «Орловской Нивы» путем обмана по заниженной стоимости — за 14,13 млн рублей. Таким образом, по версии следствия, Сергей Будагов нанес ущерб области более чем на 425 млн рублей.
Естественно, новый губернатор сразу же заявил о своем стремлении найти управу на Будагова. Потомский не раз подчеркивал наличие уголовщины в деле «Нивы» и даже провел очень пафосную параллель: «Орловская Нива» — мой Крым, и я его верну!» И вот 29 декабря 2014 года региональное правительство обратилось в суд с иском к «Юности», чтобы оспаривать сделку, в результате которой контроль над «Орловской Нивой» перешел к Будагову. А через месяц Потомский на коллегии СУ СКР по Орловской области публично обвинил Сергея Будагова в воровстве: «У нас украдено предприятие под названием «Орловская Нива», многомиллиардное предприятие. Его купили за 14,1 млн руб-лей. Сегодняшняя только его стоимость по землям — около 3 млрд!»
После таких разоблачительных речей руководителя области пошли разговоры, что задержание Сергея Будагова и серьезное расследование скандальной сделки — дело ближайших дней. И тут вдруг случился разворот на 180 градусов. Сначала член ЦК КПРФ товарищ Потомский, выступая на пленуме обкома партии 28 февраля 2015 года, озаботился судьбой работников «Орловской Нивы», которые при рассмотрении законности сделки могут остаться без работы. Затем господин губернатор заметно смягчил свою лексику при упоминании «Орловской Нивы» (той самой, о которой еще недавно говорил исключительно как о поле уголовных деяний, масштабных краж и мошенничества). И вот 6 марта губернатор произносит в адрес Будагова оправдательные речи с телеэкрана, а еще через неделю главная областная газета «Орловская правда» опубликовала большое интервью с тем самым гражданином, на которого губернатор еще совсем недавно грозился найти управу. Следствие по «Ниве» переходит в разряд вялотекущих, а Будагов из «вора и мошенника» превращается в деятельного бизнесмена и чуть ли не в пример для подражания...
Удивительная метаморфоза! Ну как тут не вспомнить скандально известный диалог Вадима Потомского с популярным теле- и радиоведущим Владимиром Соловьевым на радиостанции «Вести ФМ», который состоялся буквально за день до «публичного оправдания» Будагова. В нем орловский губернатор на голубом глазу признался радиослушателям в том, что некие инвесторы предлагали ему «откат», но об этом Потомский компетентным органам не сообщил. Такие откровения наводят на многие размышления. Ни в коем случае не беремся ничего утверждать и тем более говорить о каких-то подозрениях относительно неожиданно появившихся неформальных отношений между Потомским и Будаговым. Подозревать — это дело полиции, ФСБ, СКР или прокуратуры. Но столь резкое изменение позиции губернатора в принципиальном вопросе вполне могло бы вызвать интерес у антикоррупционных ведомств, которые по долгу службы обязаны примечать подобные странности.
Тем более что орловское управление Следственного комитета России уже практически подготовило «дело Будагова» к отправке в суд. Но тут прокурор области Иван Полуэктов (кстати, господин Потомский публично назвал прокуратуру «своей армией») постановил: передать уголовное дело по «Орловской Ниве» от СУ СК РФ по Орловской области следователям УВД. СКР пытался вернуть дело, которому грозит развал, но пока безуспешно. А тут еще позицию губернатора Потомского и его прокурора Полуэктова одобрил и суд.
А теперь попробуем вернуться к разговору о многочисленных инвесторах, обивающих пороги Орловщины. Кого из них привел в область сам губернатор? Вот что он говорит о самых крупных проектах, реализуемых на территории Орловской области: «Смотрите, компания «Мираторг». Если брать по крупности инвестиций на 2015 год, они, наверное, будут на первом месте. Будут делить его с СГЦ «Знаменский...»
Но весь фокус в том, что никакого отношения к приглашению «Мираторга» господин Потомский не имел. Соглашение об инвестициях в 2,4 млрд рублей подписал два года назад его предшественник в губернаторском кресле господин Козлов. А СГЦ «Знаменский» кто пригласил? Открываем официальный сайт организации: «Знаменский селекционно-генетический центр создан в 2006 году агрохолдингом «Эксима», на сегодняшний день является одним из крупнейших в РФ производителей и поставщиков генетики для свиноводства». В то время будущий руководитель Орловской области еще занимался мусорным бизнесом во Всеволожске. По этому поводу другой известный телеведущий сказал бы: «Вы спросите, при чем здесь Потомский? Потомский, как всегда, ни при чем!»
Что там еще называл губернатор в качестве своих достижений? Китайского завода ZTE как не было, так и нет. Из перечисленных Потомским остается лишь один лично приглашенный губернатором инвестор — компания «Кумир». С ней, кстати, произошла прелюбопытнейшая история. После того как у заместителя председателя областного Совета народных депутатов Сергея Потемкина (как обычно, под угрозой уголовного дела) было «отжато» некогда подконтрольное ему тепличное хозяйство «Юбилейное», предприятие быстро обанкротили. За пару дней до объявления конкурсных торгов на это хозяйство в Орле срочно регистрируется ООО АПК «Кумир», входящее в холдинг AK group, имеющий, естественно, питерскую прописку. Понятно, что победитель торгов был известен заранее. Кроме «Кумира» желающих купить 125 гектаров земли, 20 зданий, 20 автомобилей и разную сельхозтехнику за какие-то 120 млн рублей просто не нашлось! И вот 13 августа 2014 года коммунистическая газета «Орловская искра» вышла с трубным заголовком-шапкой: «Ответ на санкции от Потомского. Орел будет зимой со своими овощами!». Естественно, никаких «своих овощей» зимой Орел не получил, и даже сейчас на территории некогда прибыльного хозяйства «Юбилейное», что называется, конь не валялся...
Вот, собственно, и все. В своем отчете перед телезрителями за год работы на ниве инвестиций Потомский больше ни о чем, кроме «мелких инвесторов», не говорил. А упомянутые статистикой миллиарды — это лишь продолжающиеся инвестиции тех, кто пришел в Орловскую область еще во времена Строева и Козлова. И такую ситуацию несложно объяснить. Сегодня инвестиционный климат в регионе, который постоянно сотрясают скандалы с переделом собственности и попытками губернаторских родственников «отжать» чужой бизнес, так далек от благоприятного, что вкладывать средства на Орловщине становится делом крайне рискованным...
P.S. Перед недавними майскими праздниками областная администрация отчиталась о привлечении еще одного инвестора. Да еще какого! ОАО «Орелстройтех», по сообщению пресс-службы губернатора, построит в области молочный и цементный заводы с инвестициями в более чем 19 млрд рублей. Но и здесь есть своя предыстория. Компания «Орелстройтех» объявила о намерениях построить цементный завод еще в 2010 году. «Мы готовы приступить к строительству хоть завтра», — резюмировал гендиректор компании Алексей Палубин. Но при этом отметил особо, что планы по строительству цементного завода «Орелстройтехом» «не должны зависеть от политической воли руководства региона». А «политическая воля» губернатора Потомского поначалу лежала бревном на пути проекта. Тогда в администрации начали говорить о неком китайском инвесторе, готовом вложить 400 млн долларов в цементное производство. При этом подчеркивалось, что «для региона такой инвестор более значим». Но «Орелстройтех» уже вложил в разработку проекта более 200 млн рублей, он владеет участками под строительство и лицензиями на разработку месторождения.
Но главное даже не в этом. Если внимательно изучить историю этой организации и состав совета директоров, можно предположить, что «китайская инициатива» Потомского была заведома обречена. Появилось это ОАО еще в конце 2008-го, а формироваться стало в годы губернаторства Александра Козлова. Возможно, «варяжские гости» не знали, какое отношение имел к нему член совета директоров — Вячеслав Александрович Козлов. Но уж кто такой председатель совета директоров Игорь Аркадьевич Ротенберг, они должны были знать... В общем, попытка Потомского вытеснить «Орелстройтех» из области засчитана, хотя окончилась она полной неудачей. Но о любом поражении, как любил говорить Геббельс, нужно рассуждать как о предвестнике новых побед. Что и сделал орловский губернатор, в очередной раз попытавшись присвоить себе чужие заслуги...