Особенность 68-го Международного Каннского фестиваля, которую обсуждают в кулуарах, - нашествие английского языка
Открылся 68-й Международный Каннский фестиваль. Красная дорожка, дефиле звезд, толпы зевак на стремянках, чтоб лучше видеть кумиров, — все атрибуты главного мирового киносмотра на месте.
Между тем фильм открытия в этом году совсем не праздничный: «Молодая кровь» — про трудных подростков. Дива французского экрана Катрин Денев выступила здесь в неожиданной роли судьи по делам несовершеннолетних. Иным из юных персонажей так и хочется дать ремня. Но метод Катрин — диалог и внимание. Кстати, «Молодая кровь» куплена и для российского проката.
Режиссер фильма открытия — женщина, Эмманюэль Берко, и это тенденция. Никогда еще, кажется, не было в конкурсе такого процента фильмов, снятых прекрасными дамами. Женщины также возглавляют жюри параллельного, второго по значению каннского конкурса «Особый взгляд» и конкурса дебютов.
Еще одна особенность, которую обсуждают в кулуарах, — нашествие английского языка. На нем теперь снимают и те соискатели «Золотой пальмы», кто прежде предпочитал фильмы на родном, как итальянцы Маттео Гарроне и Паоло Соррентино, грек Йоргос Лантимос, мексиканец Мишель Франко, норвежец Йоахим Триер... Кинематографисты оправдываются: «язык международного общения» позволяет расширить аудиторию и привлечь в фильм мировых актеров. В показанной в первый день соревнований «Сказке сказок» Гарроне снялся добрый десяток звезд, но некоторые появляются в кадре лишь на несколько минут, и возникает подозрение, что их заняли лишь ради узнаваемого лица. Впрочем, не факт, что такая «Сказка сказок» придется по вкусу жюри под председательством Джоэла и Итана Коэнов. Братья-режиссеры в день открытия намекнули, пусть и с иронией: их любимый фильм — «Прибытие поезда» братьев Люмьер, а из актеров их очень интересует Жерар Депардье, и именно тем, что «стал русским», так что режиссерский тандем подумывает, не снять ли им его в роли «старого русского».
Если же серьезно, Россия в этом году, в отличие от прошлых лет (в 2014-м «Левиафан» Звягинцева был премирован за сценарий), в борьбе за пальмовые ветви не участвует. Но присутствие нашего кино на фестивале ощутимо. В официальной программе в разделе реставрированных копий покажут «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова и обе части «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. А фильмы выпускников российских киношкол включены в конкурс для начинающих режиссеров: это короткометражные картины Анны Гуськовой («Возвращение Эркина») и Максима Шавкина («14 шагов»).