«Серебро» антирейтинга Росстата досталось работе ЖКХ. Тут доминируют проблемы, связанные с водоснабжением
Росстат официально представил итоги комплексного обследования условий жизни населения, в ходе которого опрошены представители 60 тысяч домохозяйств. Репрезентативная выборка охватила 113 тысяч человек из всех регионов страны не моложе 15 лет, в том числе 34,7 тысячи — в сельской местности. В дальнейшем статистики собираются проводить подобные замеры каждые два года. Сравнение же итогов отчетной работы с ее предыдущей (и первой) версией 2011-го позволяет сделать недвусмысленный вывод: россияне за последние три года стали жить несколько лучше и гораздо пристальнее следят за своим здоровьем.
Не нравится жить в своем населенном пункте всего 8,2% граждан (в 2011-м их доля достигала 9,8%), причем среди селян этот процент еще меньше — 7,8. Единственной же проблемой, четко увязываемой массовым сознанием с обитанием в том или ином конкретном городе, селе или деревне, остается классическое плохое состояние дорог и изобилие дураков на них в виде не соблюдающих правила участников дорожного движения. Об этом говорят 64,6% опрошенных (три года назад — 69,7%).
Заметно снизилась острота восприятия тотального пьянства и загрязненной окружающей среды. Если в обследовании-2011 эти позиции упоминались большинством респондентов, теперь их назвали 43,4 и 42,5% соответственно, и они уступили вторую строчку антирейтинга плохой организации работы жилищно-коммунальных служб (46,7%). Тут доминируют проблемы, связанные с водоснабжением. На качество воды жалуются 15% обитателей квартир и 18% живущих в частном секторе, а на перебои с подачей холодной воды — 9 и 24% соответственно. Еще 6% страдают от постоянных, а 33% — от периодических перебоев с горячим водоснабжением. Особняком стоят две специфические проблемы многоквартирных домов: шумовой дискомфорт испытывают 28,4% респондентов, а постоянно мерзнут 18,3%. Впрочем, за три последних года эти цифры значительно уменьшились — с 38,2 и 28,5% соответственно.
Основное внимание в исследовании уделено здравоохранению и качеству медпомощи. Плохим (или очень плохим) состояние своего здоровья называют 11,9% россиян. Причем представительницы прекрасного пола по традиции настроены критичнее мужчин (13,8% против 9,3%).
«Доля оценивающих собственное здоровье негативно за три последних года несколько выросла, но одновременно увеличилось и число тех, кто считает его отличным и хорошим, — говорит замруководителя Росстата Константин Лайкам. — Госпитализировались в течение года 8,5% опрошенных — это меньше предыдущего аналогичного показателя, однако средний период пребывания в больнице вырос с 13,3 до 17 суток».
Немного удивляют цифры, описывающие распространенность среди различных групп опрошенных вредных привычек. Регулярно употребляют спиртное 58,4% взрослых россиян. Причем на селе эта доля меньше, чем в городе (50,2 и 61,1% соответственно). Папиросы смолят 21,8% сельского населения и 22,1% городского. Но распространеннность этих пагубных пристрастий напрямую обусловлена физически тяжелой либо связанной с постоянными стрессами работой. Выходит, в городе работать труднее?
«Думаю, здесь иная зависимость: село постарело, молодежь перебралась в города, — считает начальник Научно-исследовательского объединения Российского экономического университета, доктор экономических наук Сергей Валентей. — Многие же из представителей экономически активных возрастных когорт селян элементарно спились и умерли. Поэтому курить и пить уже некому».
Татьяна Яковлева, заместитель министра здравоохранения РФ
— Небольшой рост негативно оценивающих собственное здоровье легко объясним. В стране зарегистрирован исторический максимум продолжительности жизни (76,5 года у женщин и 54,4 года у мужчин), впервые за постсоветские годы одновременно выросла рождаемость и упала смертность, а младенческая смертность сократилась более чем вдвое. Понятно поэтому, что проблемы со здоровьем ощущаются чуть острее. Куда больше меня радует, что его оценки в городе и на селе практически сравнялись. Сколько себя помню, на селе на собственное здоровье и на качество медицинского обслуживания всегда жаловались минимум вдвое чаще.