Доноры не доятся

В России остается лишь 11 регионов, способных жить без подпитки из центра

В России сокращается число регионов-доноров. Если пять лет назад жить на свои доходы удавалось 19 субъектам Федерации, то сегодня осталось всего 11 регионов, которые в состоянии жить без финансовых инъекций из столицы.

Министерство регионального развития бьет тревогу: многие регионы уже не обеспечивают социальных показателей, денег не хватает даже на зарплаты учителям и врачам, содержание учреждений культуры и т.д. В связи с этим министерство предлагает новое перераспределение дотаций и субсидий между бедняками.

Этот тришкин кафтан Москва перекраивает не первый десяток раз, но от этого в стране не прирастает число благополучных территорий, которые могут нормально развиваться без выпрашивания милостыни у федерального центра. Столица обвиняет регионы — мол, не умеют и не желают зарабатывать. Регионы кивают на столицу, которая постоянно корректирует систему налоговых сборов, отбирая в свою пользу практически любой прирост собираемых на местах налогов. Принятое когда-то бюджетное правило 50-процентного распределения налогов между центром и регионами не выполнено ни разу.

Аналогичная картина наблюдается не только наверху, но и этажом ниже. Каждый регион на своей территории старается забрать побольше доходов в свою казну, оставляя в полной нищете муниципалитеты — самую близкую к народу и самую беспомощную власть.

Вместо того чтобы начать наконец делиться, федеральный центр усиленно проталкивает введение дополнительных налогов и сборов. Уже с будущего, 2014 года в отдельных муниципалитетах начнется внедрение единого налога на недвижимость (с общим ростом платежей почти втрое), а с 2017-го он станет обязательным для всей страны. Финансисты ожидают значительного увеличения поступлений в казну, а политики — усиления протестных настроений в регионах и серьезных конфликтов между властями и населением. Ибо этот налог не увеличит материальное благосостояние рискнувших обзавестись недвижимостью граждан, а, наоборот, значительно опустошит их карманы.

Ситуацию усугубляет постоянный рост общей налоговой нагрузки на экономику, которая лихорадит бизнес. На только что прошедших в Госдуме парламентских слушаниях «Основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы» депутаты вдрызг раскритиковали представленный Минфином документ, назвав его фискальным, преследующим лишь наполнение казны, а не стратегическим, направленным на социально-экономическое развитие страны.

«Бизнес сегодня сокращает деловую активность, поскольку полностью платить все предписанное не в состоянии», — заявил на слушаниях уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. И действительно: если оценивать налоговую нагрузку по доле в издержках предприятия, то получается дикая цифра — более 50%. По этому показателю Всемирный банк помещает Россию на 152-е место из 185 стран. Но это в целом по экономике. А президент «Деловой России» Александр Галушка добавил, что проведенная по методике Всемирного банка оценка нагрузки на входящие в ассоциацию машиностроительные и обрабатывающие предприятия показала уровень налогового бремени свыше 60%. Надо ли удивляться, что Россия никак не может освободиться от статуса сырьевого — нефтегазового придатка мировой экономики и начать развиваться по другим направлениям?

Кстати, завтра в Москве впервые откроется заседание Форума по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к нам съедутся руководители налоговых органов всех 43 входящих в нее государств. Этой чести — стать хозяйкой на встрече столь представительного сообщества фискалов и мытарей — Россия добилась благодаря большому успеху в области налогового администрирования: в соответствующем рейтинге ОЭСР мы продвинулись со 105-й до 64-й позиции. То есть собирать налоги в стране стали лучше. Теперь хорошо бы понять, с кого и сколько именно их брать и зачем это делать.

Слово эксперту

Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов

— Сегодня главе региона проще просить дотации, чем задействовать какие-то внутренние резервы и организовывать что-то самому. Это сильно напоминает советские времена, когда передовику за перевыполнение плана повышали план на следующий год.

К сожалению, эти методы были реанимированы при построении вертикали. В результате регионы, которые работали и имели плюс, скоро увидели, что деньги у них изымаются. А тот, кто работал в минус, наоборот, получил поддержку. Хорошо работаешь — заберем, плохо работаешь — добавим. Естественно, каждый понимает, что лучше не высовываться. Не надо быть большим передовиком, потому что возникнет искушение с тебя больше состричь.

Кроме того, руководители регионов посчитали, что для их благополучия достаточно продемонстрировать политическую лояльность. И, к сожалению, центр долгое время все это терпел, закрывал глаза на все, кроме результатов выборов. Отстающие фактически стали задавать тон. Последние стали первыми.