«Труд» нашел три главные отличительные черты прошедшего первенства
На выходных завершился очередной сезон в российской премьер-лиге, ставший самым длинным в ее истории. Пришло время абстрагироваться от конкретных результатов и подытожить неординарности, которыми запомнился турнир в целом. Мы выделили три наиболее характерных признака сезона.
Основная особенность связана с необычным календарем соревнований —
С точки зрения афиши такой формат выглядел привлекательнее некуда, однако реальность оказалась не столь впечатляющей. Нет сомнения, что если бы то же количество поединков лидеров было распределено в течение года, каждый из них стал бы более зрелищным и запоминающимся. И дело не только в нарушении краеугольного принципа «хорошего понемногу»: практически все команды из первой восьмерки, испытывая чрезмерную ответственность за результат, играли академично и даже опасливо. Характерный пример — «Динамо», от прошлогоднего зрелищного футбола которого нынешней весной не осталось и следа.
Также бросался в глаза недостаток физических ресурсов у лучших игроков лиги — вынужденные выкладываться в каждом матче на сто процентов, к маю они определенно сникли. Неслучайно лучший бомбардир Сейду Думбия из своих 28 голов на заключительном этапе чемпионата забил всего лишь пять. Проблемы с «физикой» нередко приводят к травмам — отчетный сезон наглядно проиллюстрировал эту прописную футбольную истину. Последние два месяца от различных повреждений страдает полсостава сборной России, причем Динияру Билялетдинову травма помешала поехать на
Тема поведения болельщиков на стадионе, никогда прежде не освещавшаяся так широко, стала лейтмотивом сезона. И пусть было зафиксировано только одно крупное побоище — ровно год назад на матче «Крыльев Советов» и «Спартака» — мелкие «проделки» вроде швыряния в игроков снежками или их травли посредством оскорбительных баннеров (
Руководство российского футбола пообещало разобраться со скандалами на системном уровне, разработав специальный «Закон о болельщиках». Законопроект был направлен в Госдуму, но последняя отказалась его принимать. Впрочем, футбольные боссы не отчаиваются, изобретая все новые предложения — например, запреты на курение и мат на трибунах. Радикальные фанатские объединения воспринимают их в штыки и грозят протестными акциями, но уже ясно, что лед тронулся: практически все стадионы оснастили камерами видеонаблюдения, что не позволит футбольным хулиганам уйти от ответственности.
Прошедшее первенство превзошло все прежние показатели по количеству увольнений главных тренеров. В общей сложности в 16 клубах работали 36 специалистов, причем лишь пяти из них удалось провести сезон от начала и до конца. Специфический формат чемпионата явно повлиял на настроения клубных менеджеров: вплоть до поры решающих матчей они не стеснялись экспериментировать с наставниками — мол, времени еще вдоволь. Самые головокружительные эксперименты наблюдались в стане «Ростова», которым успели порулить пять тренеров.
В итоге команда до сих пор не обезопасила себя от вылета в первый дивизион — предстоит играть стыковые матчи.
Самой заметной жертвой потребительского отношения к тренерам пал Юрий Красножан, которому толком не дали поработать ни в «Локомотиве», ни в «Анжи». После второй отставки Красножан еще долго сокрушался о том, какие в нашем футболе нынче времена и нравы. ?
Сергей Кирьяков,
— Поначалу я воспринимал новую формулу скептически. Но действительность превзошла ожидания. Каждый матч стал решающим, и зрелищности чемпионату прибавилось. В этом плане мы приблизились к Европе. Не было проходных игр, которые раньше часто случались. Думаю, что эта формула стала полезной для кандидатов в сборную. Они привыкали действовать на пределе сил в каждом матче и в
Александр Мирзоян,
— Яркой особенностью чемпионата стало явное превосходство «Зенита» над соперниками. Не помню, когда раньше одна команда столь безоговорочно доминировала над другими. И даже в последних турах, которые ничего не решали для «Зенита», подопечные Спаллетти
Валерий Кечинов,
— Новая формула вызвала двоякие чувства. Фанатам клубов из первой восьмерки такое разделение добавило интереса. Не было проходных игр. А те, чьи клубы попали во вторую восьмерку, лишились возможности вживую видеть ведущих игроков. Есть отрицательные стороны и для первой восьмерки. Когда каждый матч становился решающим, пришлось играть на фоне переутомления. Или с микротравмами. И для кандидатов в сборную это нежелательно.