Нам телик дал чужие руки-крылья

Классика советского военного кино подводила к мысли: такой народ не мог не победить. Современные сериалы про войну подводят к мысли другой: «победить? легко!»

Смертельно раненный в немецком тылу лейтенант Ивановский, герой повести Василя Быкова «Дожить до рассвета», последние часы своей жизни был одержим одним лишь желанием: доползти до дороги, лечь в колею, а потом, поутру, когда какая-нибудь машина с фашистами остановится, сорвать чеку противотанковой гранаты. «Хорошо бы, чтоб это был надменный фашистский генерал», — думал он. Но ему суждено было забрать с собой лишь рядового-обозника, перевозящего на санях сено. И тем не менее Ивановский умер с чувством выполненного долга.

Героя сериала «Чужие крылья», летчика-истребителя Рудакова, сбивают над оккупированной территорией. Его подбирают партизаны в белых маскхалатах. Однако опытный воин тут же просекает, что и не партизаны это вовсе, а переодетые фашисты, и тут же всех убивает. Пробираясь к настоящим партизанам, он оказывается на немецком аэродроме. Видимо, неохраняемом. По счастливой случайности, перед тем как лететь на задание, немецкий ас решает посетить сортир. Где его, согласно известной отечественной традиции, Рудаков и «мочит». Потом он «мочит» механика, садится в «мессер» и улетает. На шум мотора из барака выбегают встревоженные фашисты. «Самолет угнали, самолет угнали!» — кричат они буднично, как какие-нибудь братки, у которых прямо на их глазах увели навороченную тачку. Ну, а Рэмбо... извиняюсь, Рудаков оказывается сначала в руках наших военных, которые ему не верят и тоже хотят «замочить», потом — в руках немцев, которые отбивают его у наших, потому что он одет в куртку немецкого пилота. Потом геройский летчик снова «мочит» немцев, захватывает тот же самый аэродром, чтобы пополнить запас горючего, а потом начинает летать на «мессере» по тылам, продолжая «мочить» немцев по заказу партизан, которых он все-таки нашел, и по собственному, так сказать, усмотрению.

Чувствуете разницу?

Возможно, этот чудовищный телепроект, показанный НТВ в праздничные дни, и не стоило бы пересказывать столь подробно, если бы он не был одним из характерных примеров нынешних так называемых военных сериалов, которые выдаются федеральными каналами к каждому 9 Мая во множестве.

Увы, День Победы постепенно превратился в заманчивый бренд. Под ним работают политики, причисляющие себя к наследникам фронтовиков. «Нашисты», создающие себе позитивный имидж раздачей георгиевских ленточек. Трудятся под ним и телевизионщики, получающие госфинансирование под патриотические проекты. Оно бы, конечно, может, и ничего — мало ли всякой ерунды снимают? Только уж чур не удивляйтесь, когда почти 90% современных школьников не могут назвать ни одного имени полководцев Великой Отечественной. Ну, кроме Жукова, конечно. Потому что сериал недавно был.