Над удивительным памятником архитектуры в Москве нависла угроза
Наследие классика мирового конструктивизма Эль (Лазаря) Лисицкого может быть утрачено. Московскому зданию типографии «Огонек» (1-й Самотечный переулок, 17), единственному воплощенному проекту мастера, угрожает снос.
В 2008 году в список памятников архитектуры города Москвы был включен объект «Типография „Огонек“, 1930–1931 годы, архитектор Эль Лисицкий». Это событие стало сенсацией в мировом архитектурном сообществе: считалось, что ни один из проектов
Типография «Огонек» — четырехэтажное главное здание и два симметрично пристроенных к нему одноэтажных производственных корпуса с крышами полуцилиндрической формы.
Но едва в августе 2008 года здание со всеми постройками и оградой было отнесено к вновь выявленным объектам культурного наследия, в октябре в типографии произошел крупный пожар. Тушить его примчались 18 расчетов, но до появления телевизионных камер тушение пожара не велось.
Причины пожара темны, но вполне ясно желание собственника здания снести его и построить на этом месте жилой дом. В самом деле: что такое статус памятника, уникальность здания, его значимость для мировой архитектуры в сравнении с кушем? И с тем, что известие об обнаружении в Москве здания, построенного классиком мирового авангарда, попало в мировые новостные ленты.
В октябре 2011 года инженеры «Архнадзора» установили, что, несмотря на пожар, здание до сих пор крепкое и подлежит ремонту. Нижние его этажи в удовлетворительном состоянии, два верхних постепенно разрушаются
В 2007 году департамент земельных ресурсов Москвы заключил договор с Союзом кинематографистов России на аренду участка, прилегающего к типографии и дому «Жургаза», для строительства жилого дома с подземной автостоянкой. Новый дом встанет на недопустимо близком расстоянии от «соседей». Для строительства была приглашена скандально известная фирма «Интеко» — неудивительно, что в 2009 году на «сносной комиссии» было предложено вывести типографию из списка памятников. Но общественность, российская и мировая, не дала этого сделать.
Сейчас фирма «Интеко» построила бетонную коробку, и работы встали: на участке не оказалось места для подведения коммуникаций и сооружения въезда в гараж. И в июне 2011 года префект ЦАО Москвы потребовал скорректировать проект: устроить для машин лифты, изменить проект подведения коммуникаций. А параллельно началось лоббирование передачи фирме «Интеко» территории типографии Лисицкого. Последствия этого были вполне предсказуемы. Так, в декабре 2011 года Москомархитектура одобрила незаконный проект устройства въезда в подземный гараж с территории типографии при условии решения земельных вопросов с воинской частью, владеющей зданием. Затем единый объект культурного наследия — здание типографии с дворовыми строениями и оградой — был разделен на несколько более мелких объектов, но охранный статус остался только у главного корпуса типографии. Это решение противоречит закону об охране памятников и по существу является махинацией. Схема очень проста: сначала единый памятник дробится на мелкие части, затем каждая из этих отдельных частей объявляется «не имеющей ценности», ну, а потом остается лишь картинно развести руками — не уберегли: Вот так готовится почва для получения компанией «Интеко» разрешения на продолжение строительства, теперь уже на территории объекта культурного наследия, типографии Лисицкого.
Без преувеличения, вся архитектурная общественность планеты следит за развитием ситуации вокруг типографии в