Война до последнего барреля

Президент России подписал указ о принятии стратегии национальной безопасности до 2020 года. Документ не называет вероятного противника, но не исключает ведения войн за энергоресурсы.

Спустя восемь лет обновлена стратегия национальной безопасности, а сроки ее действия уравновешены с другими масштабными программами российского государства - до 2020 года. Документ, в отличие от прежних лет, включает в себя не только основные направления действий России во внешней и внутренней политике, но и принципы функционирования экономики, культуры, медицины и многого другого.

Стратегическими целями России на нынешнем этапе являются превращение страны в мировую державу, а также защита ее конституционного строя, основных прав и свобод человека, борьба с коррупцией, сохранение независимости и социальной стабильности в обществе и повышение уровня жизни граждан.

Приоритет в сотрудничестве отдается странам СНГ, Евр-АзЭС, ШОС. Также предлагается разработка четких правил евроатлантической безопасности. При этом документ не отвечает на вопрос: "В какую сторону должны быть нацелены российские ракеты?", но не исключает решения военными методами проблем, возникающих в ходе конкурентной борьбы за энергоресурсы.

Эксперты неоднозначно оценивают принятую стратегию, особенно пункт о военной борьбе за энергоресурсы. Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов считает, что идея ведения боевых действий за ресурсы уже неактуальна. "На средства, потраченные на иракскую кампанию, можно было бы купить у того же Ирака огромное количество нефти, - говорит Александр Коновалов. - Выигрывать эту борьбу будет тот, у кого больше денег".

Глава Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий уверен: никакой "энергетической войны" не будет. По его мнению, произойдет резкое перераспределение ресурсов, что приведет к сокращению потребления нефти.

"Позитивными можно назвать намерения расширить сотрудничество с ЕС и США, сокращать вооружение, бороться с терроризмом", - отмечает Александр Коновалов. Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин добавил, что в этом документе учитывается главное: "национальная безопасность зависит от экономики и людских ресурсов, а не только от внешней политики".

Угрозы

Чего остерегается Россия

Внешнеполитическая сфера: односторонние силовые решения международных проблем, противоречия между основными участниками мировой политики, терроризм, а также политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере.

Внутренняя политика: "цветные революции", экстремистская деятельность националистов, уничтожение промышленных производств, оборот наркотиков, коррупция.

Экономическая безопасность: кризисы, сохранение экспортно-сырьевой модели экономики, отставание в технологиях, коррупция, зависимость от импортного оборудования.

Наука и образование: низкий уровень социальной защищенности инженеров и профессоров. Медицина: возникновение масштабных эпидемий, ВИЧ-инфекция, наркомания и алкоголизм.

Культура и искусство: противоправные посягательства на культурные памятники и учреждения, засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев.

Насколько адекватна ситуации новая стратегия?

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок и анализа:

- Стратегия национальной безопасности имеет два серьезных недостатка. Во-первых, мы так и не узнали, кто является нашим противником. Документ рассчитан до 2020 года, а ситуация в мире за эти 11 лет может кардинально измениться. Во-вторых, стратегия охватывает не только внешнеполитические интересы, национальную и государственную безопасность, но и культуру, образование и прочие сферы нашей жизни. А ведь, как известно, нельзя объять необъятное.

Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации:

- Если стратегию, включающую в себя не только энергетику, государственное устройство, но и медицину, образование и прочее, поручить писать определенным специалистам, то она будет написана с их точки зрения. Неудивительно, что документ часто ссылается на применение вооруженных сил в решении как внешнеполитических, так и внутренних вопросов. Инцидент в августе прошлого года показал, что Россия не стремится первой применять вооруженную силу. Она делает это только вынужденно.

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа:

- Стратегия нацбезопасности - это фундамент для военной, экономической, внешнеполитической и прочих доктрин. Документ предполагает не только механизмы реализации решений, но и внесение корректировок в ходе развития событий, чего раньше никогда не было. В целом документ адекватен, однако не указано, кто является нашими врагами. Но этого и не могло быть, поскольку нет общего согласия между политическими силами в вопросе о том, что считать угрозой.

Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги:

- Не представляю, как можно в современных условиях вести войну за энергоресурсы. Ядерными бомбами? Упоминание об этом в стратегии национальной безопасности России, скорее всего, говорит о том, что выросла и продолжает расти конкуренция между странами за это сырье, за маршруты транзита энергоресурсов, за новые источники энергии. Россия тем самым просто констатировала факт того, что возросла соревновательность между всеми заинтересованными сторонами.