ПРАВО ВЫБОРА

Осенью 1999 года вступил в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации

Осенью 1999 года вступил в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Согласно пункту 5 статьи 18 этого закона высшее должностное лицо субъекта Федерации не может переизбираться на должность более двух сроков подряд. Но в феврале 2001 года в закон были внесены изменения, в частности дополнительная статья, где говорится: положение пункта 5 статьи 18 закона применяется без учета срока, на который были избраны действующие лица субъектов РФ. С учетом поправки получается, что на третий срок могут быть избраны руководители девяти регионов: Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Коми, Татарстана, Ленинградской, Новгородской, Сахалинской, Тверской областей, Москвы.
Вроде все понятно. Но неожиданно ряд депутатов Госдумы, в основном коммунистической направленности, обращаются в Конституционный суд с требованием отменить принятое ранее решение как противоречащее Конституции. Каким будет вердикт суда - покажет время. Куда интереснее, чем мотивирован такой шаг депутатов. Интересно, где они были раньше, когда закон принимался? Появись такое обращение в Конституционный суд сразу, сомнений в том, что депутаты действительно усмотрели нарушение закона, а не просто затеяли очередную бурю в стакане воды, было бы меньше.
Почти одновременно возобновились слухи и "утечки" информации о якобы возможной досрочной отставке Лужкова. Сам столичный мэр никаких заявлений и комментариев по этой теме, естественно, не дает: есть ли смысл замечать измышления "сарафанного радио", комментировать досужие слухи? Однако все же не лишено интереса: кому выгодно их распускать?
Само собой, у столичного мэра есть недоброжелатели. Определенному кругу, мягко сказать, не импонируют его уверенность, напористость, прямота высказываний. Он настолько сильная фигура, что к его мнению вынуждены прислушиваться и откровенные недруги. Вспомним, сколько сырых, "кавалерийских", непродуманных законопроектов не пропустила верхняя палата, когда Ю. Лужков был членом Совета Федерации...
Четыре года назад, когда политологи всяких мастей взялись за политические эскизы различных лидеров, бросалось в глаза, с каким усердием (порой - прямо-таки остервенением) размывались достижения, сильные стороны Лужкова. Например, хозяйственная жилка называлась "кулаческой", отстаивание интересов москвичей - "мелкопоместной идеологией", политические взгляды - "доморощенными" и т.д. Но позже во всех сколько-нибудь серьезных предвыборных программах у кандидатов любого уровня "в фундамент" брались как раз эти самые реалистические, диктуемые интересами дела позиции. (Даже появилась шутка, что в России лужковских кепок прибавилось...)
А что собственно само население думает по поводу избрания действующих губернаторов на третий срок в тех регионах, которые подверглись пристальному вниманию со стороны Конституционного суда? Как обычно, избирателям таких вопросов не задают. А ведь возможно и такое, что люди просто не захотят видеть другого человека во главе администрации. Если их выбор - Лужков, то можно ли лишать людей права на свободный выбор? Многие москвичи понимают, что потерять крепкого хозяйственника - сейчас просто опасно для региона, города, а значит, и для живущих здесь.
Рискну предположить, что и президенту нужен надежный мэр в городе-столице, где располагается его, президента, резиденция. И, судя по публичным действиям, отношения между Лужковым и Путиным ровные и деловые. Но вот опять кто-то замешивает слухи, что на пост возможного кандидата в мэры Москвы после Лужкова уже определена фигура... "из питерских".
Случись и впрямь такое, последователю Лужкова пришлось бы нелегко: многое начатое хочешь не хочешь предстоит еще достроить, ответственно продолжить уже укорененные традиции. Кстати, на фоне разговоров о "преемниках" складывается вполне определенное впечатление, что сам действующий мэр не готов его назвать. Или просто не собирается покидать своего кресла в обозримом будущем.