Российские призеры Олимпийских игр 2022 года в Пекине остались без привычного бонуса за свои призовые места – без дорогих автомобилей
Фонд поддержки олимпийцев России, который прежде финансировал шикарные подарки для спортсменов, на сей раз объявил: «В свете создавшейся сегодня ситуации руководством Фонда принято решение о замене автомобилей на денежные гранты чемпионам и призерам зимних Олимпийских игр в Пекине. Их размеры сопоставимы с выплатами по линии государства. Ситуацию с иностранными производителями автомобилей не комментируем».
Для тех, кто привык ворчать в адрес «спортсменов-дармоедов», специально уточняем: машины олимпийцам всегда оплачивались не госбюджетом РФ, а именно Фондом поддержки олимпийцев, который, помимо программы поддержки спортсменов, тренеров и спортшкол, также награждает олимпийских чемпионов и призеров — «с целью развития и укрепления российского олимпийского движения с миссией улучшения результатов в олимпийских видах спорта России» — так написано на официальном сайте. Финансируется Фонд благотворительными взносами учредителей, в том числе таких известных олигархов, как Роман Абрамович, Алишер Усманов, Петр Авен, Вагит Алекперов, Владимир Лисин, Олег Дерипаска. Впервые автомобили олимпийцам централизованно подарили после Игр в Турине-2006. Это были Toyota Land Cruiser 100 для мужчин и Lexus RX 300 для женщин — на тот момент они стоили чуть более миллиона рублей или 35 тысяч долларов. В дальнейшем марки машин меняли: в 2008-м дарили BMW, в 2010-м — Audi, в 2014-м — Mercedes.
Есть в этой истории и некоторые лукавые моменты. Герои летней Олимпиады-2020 в Токио получили автомобили марки BMW на церемонии в Кремле. Чемпионы — модель X5, стоимость которой сейчас около 9 млн рублей, олимпийские призеры — на Х3, от 6.5 млн рублей. Цены поднялись более, чем в полтора раза, и Фонду на покупку этих автомобилей пришлось бы потратить более 500 млн рублей: в Пекине 16 россиян стали чемпионами и 50 (с учетом хоккеистов) — призерами. Получается: затраты на эти автомобили, даже с учётом роста цен, не превысили расходов на покупку автомобилей для чемпионов и призёров Токио, хотя на летних Играх российских призёров было примерно в два раза больше. Помимо вопроса цены, в неофициальных беседах знающие люди называют и другие причины отмены славной традиции — дарить автомобили. Для известных автомобильных гигантов торжественное вручение российским героям спорта в нынешних сильно изменившихся реалиях стало бы не рекламой (как раньше), а антирекламой «в глазах всемирной общественности и большинства потенциальных покупателей продукции». Это подтверждается недавним релизом концерна BMW: «В связи с текущей геополитической ситуацией BMW Group останавливает поставки в Россию, а также локальное производство автомобилей. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из развития ситуации». Ясное дело: просто так и негромко «буржуи» ничего никому не дарят.
Олимпийская чемпионка 2006 года и депутат ГД Светлана Журова объяснила решение Фонда: «Сейчас обеспечить такое количество машин тяжело из-за цен, неадекватно поднявшихся. Думаю, что на Фонд, который был выделен спонсорами, сейчас нельзя купить и половины машин. Я так понимаю, с вознаграждением решили не тянуть и поэтому отдают теми деньгами, которые выделялись до подорожания. Но и спортсменам сложно возмущаться, потому что это спонсорский подарок. Его могло бы вообще не быть. Это не закрепленная государством мера поддержки, которую каждый спортсмен должен получить. Это зависит только от наличия денег у спонсоров».
Некоторые спортсмены и раньше предпочитали денежный эквивалент (объявления о продаже свежих олимпийских машин попадались в интернете), объясняя продажу автомобиля тем, что он слишком большой и дорогой.
Дата награждения денежным эквивалентом автомобилей — 26 апреля, в день встречи олимпийцев с Владимиром Путиным. Понятно, что подарки от Фонда поддержки олимпийцев — не единственные бонусы для призеров Пекина: от государства они получат дополнительно ту же сумму, что от Фонда, отдельные поощрения приготовили регионы, которые представляют спортсмены. По мнению депутата ГД Дмитрия Свищева, что в нынешней ситуации и в дальнейшем было бы практичнее одаривать чемпионов и призёров недвижимостью, тем самым прочнее привязывать спортсменов к родной стране.
Итак. Бонусы от Фонда спортсмены получат на банковские карты, и эти суммы приравняли не к стоимости автомобилей, а к премиальным от государства за Пекин-2022: 4 млн рублей за первое место, 2,5 млн — за второе, 1,7 млн — за третья. D отличие от премиальных от государства, Фонд выдаст свои награды независимо от количества медалей, выигранных одним спортсменом. Например, Александру Большунову за пять медалей в Пекине-2022 все равно полагался бы лишь один автомобиль, теперь этот подарок заменят 4-миллионной выплатой.
Призёр Игр в Пекине-2022, чемпионка мира 2021 года конькобежка Ангелина Голикова прокомментировала «Труду» ситуацию:
— В нынешнее непростое время я вообще радуюсь, что Олимпиада состоялась, что мы участвовали, и я добыла медаль. Если у меня будет здоровье и острая необходимость в машине, я заработаю на неё сама. Этот Фонд финансируется бизнесменами, для которых сейчас наступили тяжелые времена, и лишних денег у них нет. Что в такой ситуации они нам сделали денежные подарки — уже хорошо. «Дареному коню в зубы не смотрят». Это акт доброй воли, и я не вправе выражать недовольство, тем более — какие-то претензии. Более полугода я провожу на соревнованиях и сборах вне дома. Живу рядом с метро, и с московским трафиком автомобиль — для меня не всегда самое оптимальное средство передвижения. У меня машина была, я её продала. У меня и других московских конькобежцев транспортные проблемы другого рода. Еще до того, как наш ледовый дворец в Крылатском задействовали под госпиталь для больных ковидом, мне туда на тренировки было добираться одинаково сложно: что на авто постоянно в пробках, что от станции метро Кунцевской до катка ехать неблизко автобусом, который ходит нечасто и сбивается с графика. А снимать квартиру в Крылатском не по карману даже нашим чемпионам. Одна конькобежная арена — слишком мало на 14-милионную Москву. Если мы не хотим утратить победные традиции в самом медалеёмком зимнем виде спорта, необходима ещё одна ледовая арена (пусть попроще и без трибун) и в восточной части Москвы. Идеально было бы на территории бывшего «Черкизона», рядом с РГУФК, где учится половина кандидатов в сборную России. Студентам ведущего спортивного вуза с учёбы на тренировку приходится добираться более часа. При таких условиях разве можно предъявлять нам претензии «почему так мало медалей»? Мы завидуем коллегам из Калгари и некоторых голландских и норвежских городов, которые живут, учатся, тренируются практически в одном месте — перемещаются по городу пешком. Или москвичам, кто тренируется в «Мегаспорте», в который попадаешь, едва выйдя из станции метро «ЦСКА». Туда дети спокойно ездят на тренировки сами, мамам не приходится терять полдня.