Месяц назад «Труд» уже рассказывал, какой крюк над Балтийским морем из-за закрытия неба над ЕС теперь вынуждены делать самолеты, следуя в Калининград и обратно. Время полета до Питера увеличилось на полчаса, до столицы — на час. А какие-то рейсы вовсе отменили, ибо кто захочет лететь три часа, если раньше было всего 40 минут. В издевательство превратился и досмотр российских фур на границе с Литвой. Но это все — цветочки. Потому что явно вызревают ягодки...
По литовской инициативе уже «понижен уровень дипломатических отношений» между нашими странами, и все громче обсуждается полное закрытие границы с Россией. В связи с чем возникают опасения, поскольку транзит через Литву (единственная сухопутная связь с остальной Россией) слишком важен для самого западного российского региона.
На прошлой неделе подлили масла в огонь: Евросоюз принял очередной, пятый пакет санкций, запретив в числе прочего автомобильный транзит российскими и белорусскими машинами через ЕС. Правда, оставил щель, разрешив (пока?) возить фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и продовольственные товары, включая пшеницу, а также некие грузы «в гуманитарных целях».
Изучив документ, губернатор Антон Алиханов поспешил успокоить общественность: пункт b параграфа 2 исключает транзит между Калининградской областью и остальной частью РФ из зоны действия новых ограничений. Ну губернатору по должности положено излучать оптимизм. Однако калининградцы едва ли удивятся, если «человечные европейцы» продолжат закручивать гайки. И что тогда?
Что, например, будет с доставкой грузов? Здесь, судя по всему, расчет на паромы, которые курсируют между калининградским Балтийском и ленинградской Усть-Лугой. Напомним: их там сегодня уже три — новый, «Маршал Рокоссовский», 4 марта торжественно запустил президент Владимир Путин. Кроме того, на подходе еще один паром. По словам губернатора Антона Алиханова, в случае блокады для обеспечения жизнедеятельности и производственных мощностей региона нужно «примерно десять паромов — шесть железнодорожных и четыре автомобильных».
Допустим, с грузоперевозками они справятся. Но как же будут добираться россияне, если границу и вправду закроют наглухо? Авиа-перевозки? Но летать могут не все — и не только из-за цен, а, скажем, по медицинским показаниям. Паромы не предназначены для перевозки пассажиров. Остается литовский транзит. Только вот сохранится ли он хоть в какой-то степени?
Напомню: в 2020 году, в самую острую фазу пандемии, пассажирского сообщения по суше между Калининградской областью и «большой» Россией не было — впервые за весь период после распада СССР. То есть прецедент создан. И, как говорится, могут повторить.
Однако даже если пассажирские поезда и не запретят, для проезда в них требуется УПД-ЖД — упрощенный проездной документ на железной дороге, спецразрешение на калининградском направлении, которое выдает Литва для разовой поездки. Учитывая упомянутое «понижение уровня дипотношений», будет ли кому выдавать эти самые «упрощенные документы», если у нас даже послов больше нет?
Так ведь еще и газ в Янтарный край поступает опять-таки через Литву — по трубопроводу, построенному еще в советские времена. И в свете того, что происходит в последние недели, уже не выглядят фантастикой предположения, что литовцы и тут что-нибудь придумают.