Росстат объявил о рекордном (!) падении бедности в России
И это не первоапрельская шутка: по подсчетам статистиков, в минувшем, 2020 году число россиян с доходами ниже прожиточного минимума снизилось до 12,1% населения (17,8 миллиона человек), а годом раньше было 12,3% (18,1 млн). Росстат добавляет, что это «минимальный уровень с 2014 года, когда за чертой бедности числилось 11,3% населения».
А весь рапорт выглядит иллюстрацией к известному выражению Марка Твена: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Потому что за последние семь лет, по данным того же Росстата, реальные доходы населения падали почти непрерывно, за исключением 2018 года (околонулевой рост в 0,1%) и 2019 года (рост на 1%). В минувшем, «коронавирусном» году доходы упали на 3,5%, а совокупно за семь лет они отстали на 10,6% от уровня 2013 года – последнего года устойчивого роста доходов россиян. То есть не только бедняки, но и все население страны, за исключением узкого слоя элиты, обеднело за эти годы на 10 и более процентов.
Однако, рапортуя о снижении бедности, главное статистическое ведомство страны не лукавит, а лишь считает только россиян с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума – 11 285 рублей в месяц. Получающий хотя бы на рубль больше бедным уже не считается. Хотя неоднократно проводимые добровольные эксперименты доказывали: прожить на этот «прожиточный минимум» невозможно.
Но в России численность людей, обреченных на такой бесчеловечный эксперимент, втрое-вчетверо превышает население таких стран, как Норвегия и Словакия, Ирландия и Новая Зеландия и т. д. А самое страшное и позорное в том, что подавляющее большинство российских бедняков – это работающие люди, которым вполне официально платят сущие гроши за труд. Бывшая вице-премьер Ольга Голодец говорила об этом два года назад на социальном форуме в Москве: «Та бедность, которая сегодня в стране есть и фиксируется, – это бедность работающего населения. Это уникальное явление – работающие бедные!»
А в прошлом году эти люди действительно чуть-чуть «разбогатели» за счет антикоронавирусных пособий правительства. Пособия были небольшие, но они позволили Росстату выступить с нынешним оптимистичным рапортом. Однако пандемия уже пошла на спад, пособия прекратились, и уже в нынешнем году вся официальная российская нищета наверняка вернется на прежний уровень.
Об этом, кстати, свидетельствует доклад Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) о запредельном росте просроченных догов населения по банковским кредитам. Средний размер просроченного долга за последний год вырос на треть – до 138 тысяч рублей, а реальный срок, требуемый для его погашения, – до 15 месяцев. А по данным Банка России, почти у трети получателей кредитов долговая нагрузка составляет от 80% и выше, то есть на погашение долгов они должны направлять практически все свои доходы. Таких практически безнадежных должников становится все больше, а всего в «долгах без отдачи» уже числится более 13 млн россиян. Заметьте: цифры российских бедняков и банковских должников практически совпадают!
Тем временем продолжает расти инфляция. На этой неделе, чтобы россиянам «жизнь медом не казалась», о скором повышении отпускных цен на 10% и выше объявили производители кондитерских изделий. Причиной называют подорожание сырья и упаковки. По словам гендиректора группы «Акульчев», рост цен на сырье для кондитерских изделий составил от 25 до 120% за последние полгода. Гендиректор «Эссен Продакшн АГ» отметил, что расходы на сырье выросли на 50–70%. Президент кондитерской фабрики «Победа» добавил, что больше всего подорожали какао-продукты и сахар.
А Росстат к сообщению о снижении бедности в стране добавил информацию о росте смертности в 2020 году на 18%: всего в стране умерли 2 млн 124 тысячи человек – против 1 млн 800 тысяч годом раньше. То есть рост числа умерших составил 324 тысячи человек.
Занавес.