О чем недоговаривал глава правительства, отчитываясь в Госдуме за шесть прожитых лет
В самом начале отчета в Госдуме за шесть лет работы правительства Дмитрий Медведев, похоже, выдал государственную тайну: «Эти шесть лет были периодом избавления от иллюзий». Однако именно иллюзиями благополучия отечественной экономики была пропитана большая часть его доклада. Местами было просто приторно.
Уже в первых строках, посвященных «испытаниям на прочность», которые проходила отечественная экономика, премьер уверенно заявил: «Мы не просто выжили — мы начали развиваться, осознавали, что должны быть гораздо более самодостаточными, открывали новые возможности: И на промышленной продукции все чаще написано: «Сделано в России». И, что самое главное, сделано хорошо!»
Пока Дмитрий Анатольевич перечислял достижения собственного Кабинета, на мос-ковской бирже стремительно падал российский рубль, которому все-таки не хватило «самодостаточности». А в магазинах электроники и бытовой техники продавцы срочно меняли ценники на якобы отечественных товарах. Ибо подорожание доллара и евро моментально явило миру и потребителю «изнанку лейбла»: наиболее сложные комплектующие российской продукции делаются — увы! — не в России. Но премьер об этом умолчал.
И не только об этом. «Россия не допустила обвала в экономике. В целом за шесть лет ВВП вырос на 5%. И даже в два самых тяжелых, кризисных года совокупные потери валового внутреннего продукта не превысили 3%», — заявил Медведев. Но глава Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев накануне сообщил в прессе: с 2013-го по 2017-й доля России в мировом ВВП постоянно снижалась и ныне по паритету покупательной способности составляет меньше 2%. То есть на уровне Мексики или Турции.
«Сейчас экономика показывает рост — по итогам прошлого года приблизительно 1,5%», — докладывал парламенту премьер. Все тот же дотошный Игорь Николаев расшифровал эти «успехи». Да, по данным Росстата, рост промпроизводства в январе 2018-го составил 2,9% — после падения на 3,6% в прошлом ноябре и на 1,5% — в декабре. Но оказалось, что статистики включили в перечень важнейших видов продукции «бумагу туалетную», производство которой выросло на 26,3%, а также «напитки сокосодержащие» (рост на 25,6%), «грибы консервированные» (рост на 35,7%) и т. п. Вот вам и рост промышленного производства...
«Осенью мы собрали такой большой урожай зерновых», — с гордостью сообщил глава Кабинета. Но мысль явно оборвана: дальше надо бы сказать, что в 2017 году, по мнению экспертов, потери зерна из-за нехватки техники и неправильной ее эксплуатации составили 10-15 млн тонн, а потери зерна ввиду дефицита элеваторных мощностей в нынешнем году могут составить 10,8 млн тонн. Цифры убийственные, будто суховей прошел по 5 млн (!) гектаров и выжег их до зернышка. Это же посевные площади, сопоставимые с Кубанью!
«Мы сформировали стабильную макроэкономическую среду, — продолжаем цитировать доклад. — Причем сделали это так, как и обещали — без изменения налоговой нагрузки». Правительственным чиновникам освежает память Геннадий Зюганов: «Неправда, что вы не повышаете налогов — уже введено шесть-семь новых сборов, от «Платона» до экологического сбора»...
Как пример грандиозных успехов правительственной «шестилетки» Дмитрий Медведев назвал преображение Владивостока и острова Русский к саммиту АТЭС и пуск первой очереди космодрома Восточный. Но всему Дальнему Востоку известна история сооружения, например, уникального вантового моста, соединяющего столицу Приморья с островом, с которого украли металлоконструкций на 96 млн рублей. Уже через месяц после пуска ванты моста провисли, как на 40-50-м году эксплуатации, хоть разбирай! Уникальным воровством прославилось сооружение космодрома, где менеджмент сажали пачками за миллиардные хищения. Счетная палата оценила ущерб в 12 млрд рублей (еще прежних, дорогих), а Следственный комитет — в 16 млрд.
Большой победой назвал премьер объемы жилищного строительства — 78,6 млн «квадратов» в прошлом году. Депутат Шурчанов и тут добавил дегтя, напомнив о ежедневных демонстрациях у Госдумы обманутых дольщиков, которых в стране больше полумиллиона. Медведев согласился: «Мы с вами понимаем, насколько эта проблема сложна для нашей страны. Мы и год назад ее обсуждали в этом зале...»
Бездомным россиянам от этих обсуждений не легче. Тем более многие знают: в соседнем Китае ежегодно строится больше миллиарда «квадратов» жилья, а жулье в этот бизнес не допускают.
Понятно, всегда приятнее докладывать о хорошем. «Мы сделали серьезные шаги, повысили МРОТ до прожиточного минимума — впервые в истории современной России. С 2013 года он вырос почти в 2 раза, с 1 мая составит 11?163 рубля. Это коснется более 3 млн человек, половина из них работают в бюджетной сфере».
Но чем тут гордиться? По международным меркам меньше 200 долларов в месяц — это полная нищета. Прожить на такие деньги физически невозможно. И перспективы неутешительные: в 2014 году снижение реальных доходов россиян составило 0,7%, в 2015-м — 3,2%, в 2016-м — 5,9%. В 2017-м доходы россиян снова сократились — на 1,7%.
Депутат Емельянов задает ключевой вопрос: «Хотелось бы слышать не только об успехах, но и о проблемах и путях их решения. Действия финансово-экономического блока скорее направлены на торможение экономического роста, нежели на его стимулирование».
И тут Медведев произносит: «За изменение подходов к экономическому росту, налоговую политику и иные вопросы, которые вы задаете, будет отвечать новое правительство Российской Федерации».
Кажется, не только депутаты, но и вся страна замерла: «Да неужели?!»