…Им бы интернет взять да отменить

За год до выборов начались настойчивые разговоры о неизбежном реформировании информационной политики на ТВ

Народная примета: как только начинаются думские или президентские предвыборные кампании, сразу возникают слухи о грядущих глобальных переменах на телевидении. Сколько раз одного только Эрнста «увольняли» за то, что он якобы неправильно где-то что-то освещал. Не говоря уж о сошках поменьше — ведущих аналитических передач. Вот и на сей раз, менее чем за год до знаковой даты 11 марта 2018 года, которая может плавно перетечь на другую знаковую — 18 марта, начались настойчивые разговоры о неизбежном реформировании информационной политики главных каналов.

Суть претензий к ним якобы примерно такова: почти все новостные программы и политические ток-шоу федеральных вещателей сосредоточены на зарубежных событиях, а то, что происходит в родной стране, ими игнорируется. Ай, молодца, заметили-таки! А ведь этому явлению уже три года, со времен пресловутого Майдана. Что же только теперь спохватились? Может, обнаружили, что наполнение эфира не соответствует главной идеологической установке? Как можно все время говорить о патриотизме и при этом молчать об оте-честве? Показывать его только в дни праздников или трагедий, словно пов-седневная жизнь — насыщенная и яркая — в нем отсутствует вовсе? А каким боком любовь к России связана с предвыборной гонкой в Америке, со всеми этими праймериз, о которых бедному зрителю талдычили аж несколько месяцев? А с кампанией во Франции?..

Но если к Киселеву, Соловьеву, Бабаяну и прочим относиться всерьез, то крыша может поехать запросто. Еще недавно Эрдоган был никто и звать его было никак. Чуть позже — лучший друг. Позавчера — злейший враг. Вчера — снова друг. А теперь и не друг, и не враг, а так. И всякий раз факты, доказывающие эти качества, обрушиваются ведущими и их гостями на аудиторию с такой чудовищной энергией и уверенностью, что не остается сомнений: именно сейчас-то диагноз окончательный. А тот же Трамп, скрывавший, как оказалось, волчий оскал капитализма под маской дружелюбной овечки, — разве не любили его всей душой еще совсем недавно?..

С каким же настроением придет на избирательные участки эта часть электората? Все последние годы ей настойчиво внушали: вокруг — только враги, среди вас — их наймиты, маскирующиеся с разной степенью успешности под обычных граждан. Первые при помощи вторых хотят развалить страну. В результате такой идеологической установки телезрители стали нервными и подозрительными. А чтобы они окончательно не превратились в параноиков, в них постоянно вводят антидот. Заметили, как много стало теперь в эфире развлекательных шоу? И что ни месяц — то новое появляется. Они-то и призваны чуть-чуть расслабить аудиторию.

Но со временем чувство опасности у человека притупляется. И он уже не видит панацеи от всех бед в том, чтобы дружно прийти к избирательным урнам и сделать единственно правильный выбор. Чем еще можно сплотить? Не солидарностью же с Асадом. А крымский энтузиазм сегодня уже не тот.

Впрочем, скорее всего, отнюдь не традиционная аудитория волнует людей, подумывающих о переменах на ТВ. А как раз те, кто 26 марта болтался на Тверской и к кому приклеился интернет-мем «онижедети». Вдруг выяснилось, что одновременно с угасанием протестных настроений среднего класса тишь, да гладь, да божья благодать не наступают. На арену выходит новое поколение, хорошо ориентирующееся в общественно-социальном пространстве и готовое заявить о своей позиции.

Ему глубоко наплевать на то, что показывают по телевизору, но при этом далеко не безразлично, что происходит в стране. 15 млн просмот-ров известного антикоррупционного фильма и участие в соответствующей акции — тому свидетельство. Как справиться с новой напастью? Лишить ненужной информации? Но сегодня не те времена, когда все советские граждане были уверены, что только в нашей стране не бывает катастроф. Сейчас любую мельчайшую новость не утаишь. И вот кто-то уже говорит о необходимости постепенно придушить интернет. Чтобы еще больше походить на КНДР. Но даже в Думе эта инициатива пока не вызвала восторга.

Вот и получается, что на молодняк можно воздействовать единственным способом: оттащить его от монитора и посадить перед экраном. А для этого — насытить телевизионный эфир тем информационным потоком, который пока влечет его в Сеть. То есть, получается, рассказывать не только о многотысячных митингах «в поддержку», но и о домике для уточки, и о дальнобойщиках с «Платоном». Решатся ли на это кремлевские идео-логи? Помнят же, наверное, во что обернулась информационная вседозволенность перестроечных времен.

И последнее. Новость о возможных переменах на ТВ вызвала вопрос: а смогут ли сегодняшние ведущие ток-шоу принципиально сменить риторику и стиль? Или уедут коротать остаток дней где-нибудь в ненавистной «гейропе»?! Еще как смогут! Не свидетельством ли тому умение с уверенностью говорить о людях прямо противоположные вещи с разницей в неделю?! И вспомним заодно, как в недавнем прошлом Киселев был вполне себе либералом, а Соловьев поднимал на смех саму идею возвращения Крыма в Россию...