Через 10 дней она побьет рекорд длительности пребывания на орбите для астронавтов НАСА
Профессия космонавта, появившаяся с легкой гагаринской руки 56 лет назад, — тяжелая, опасная, мужская. Хотя женщины тоже летают в космос, для многих из нас это выглядит больше экзотикой, чем правилом. Но пример 57-летней американки Пегги Уитсон, командующей сейчас на Международной космической станции, разрушает все стереотипы.
Мне вспомнилось, как в конце 1990-х при формировании очередных экипажей для совместной работы на Международной космической станции в российском космическом ведомстве возник вопрос по кандидатуре Пегги Уитсон: специалисты засомневались по поводу ее антропометрических параметров, в том числе роста, веса, размеров грудной клетки. В то время корабли «Союз ТМ» имели жесткие ограничения. Рост космонавта или астронавта стоя — 164-182 см, рост сидя — от 80 до 94 см, вес — 56-85 кг, обхват груди — от 96 до 112 см... Многие рослые астронавты не соответствовали стандартам — американцы просто не помещались в нашем кораб-ле. А Пегги, наоборот, оказалась слишком миниатюрной для космической кабины. «Рост 166 см — это же почти на нижнем пределе, не говоря уж о других параметрах, — поведал мне по секрету один из специалистов. — Правила в космонавтике нельзя игнорировать, это не шутки:»
Правила, конечно, не шутки, но и не догма. Зато кто такая Пегги сегодня? Читаю заголовки: «Легендарная женщина-астронавт, первая женщина-командир на МКС, обладательница рекордов, теперь она принимает командование экспедицией на станции во второй раз... Беспрецедентный случай для представительниц прекрасного пола».
Да, Пегги Уитсон — суперпрофессионал, человек потрясающего упорства и преданности делу, которому посвятила жизнь. Она родилась в штате Айова, американской житнице. Детство провела с родителями на ферме. «Животных, свиней я видела тогда чаще, чем людей», — вспоминала она позже. Фермерский труд — с рассвета до заката. «Мои родители — самые трудолюбивые люди, которых я когда-либо встречала», — сказала как-то Пегги журналистам.
В школе она полюбила биологию, а когда увидела по телевизору высадку астронавтов на Луну, заболела космонавтикой. В 18 твердо решила совместить две профессии: ученого-биолога и астронавта. Училась, работала, взбиралась по служебной лестнице. Только в 36 Пегги приняли в отряд астронавтов. Из 2,5 тысячи подавших заявления зачислили тогда 27 мужчин и 8 женщин. На групповом снимке счастливчиков Пегги в четвертом ряду — тогда как пять дам расположились на переднем плане, а еще две — во втором ряду. Маленький, но красноречивый штрих...
Первый ее полет состоялся в 2002-м. В той командировке на МКС Пегги отработала 185 суток. Потом последовал второй полет, а в ноябре прошлого года Пегги отправилась на орбиту в третий раз. Говорит, что чувствует себя на станции как дома. Вот и сейчас, когда вы читаете эти строки, Уитсон вкалывает на орбите без малого пять месяцев. Во второй раз приняла обязанности командира долговременной экспедиции.
Американка в общей сложности 8 раз выходила в открытый космос, проведя вне станции 53 часа. Это рекорд среди женщин (он был зафиксирован 30 марта 2017-го, когда Пегги Уитсон с коллегой-астронавтом устанавливала снаружи МКС дополнительную защиту от микрометеоритов). На сегодняшний день (14 апреля) суммарное время, проведенное Пегги Уитсон космосе, составляет 524 суток. Через 10 дней она побьет рекорд длительности пребывания на орбите для астронавтов НАСА обоего пола. Пока рекорд принадлежит Джеффу Уильямсу (534). А до российского рекордсмена Геннадия Падалки (878 суток) американцам далеко.
Отправляясь осенью в свой третий полет, Пегги не могла знать, какой сюрприз преподнесет ей судьба. Планировалось, что она вернется на Землю в мае. Но ситуация изменилась. Возвращение на Землю Пегги Уитсон, Олега Новицкого и Тома Песке перенесли на июнь. Однако и в июне американка не ступит на земную твердь. У нее появилась возможность остаться на МКС еще на три месяца — и такой шанс Пегги не упустила...
А дело вот в чем. Через несколько дней на корабле «Союз МС-04» к МКС отправятся не трое, как обычно, а только двое — наш Федор Юрчихин и американец Джек Фишер. В июне им пред-стояло остаться вдвоем в большом звездном доме — до прибытия в июле новой экспедиции (если, как ожидается, старт следующего корабля «Союз МС-05» будет перенесен на июль). Понятно, двоим управляться с махиной-станцией, занимаясь регламентными работами и проводя десятки экспериментов, не так-то просто. Юрчихин — космонавт опытный, а Фишер — новичок. И здесь взоры руководителей НАСА обратились к неутомимой Уитсон: не согласится ли она остаться на МКС до осени? А Пегги, похоже, и сама думала об этом. «Решение остаться было исключительно ее решением», — подчеркивается на сайте http://www.scienceworldreport.com
«Это замечательная новость, — прокомментировала Уитсон. — Мне здесь очень нравится. Нравится жить и работать на станции, где, как мне кажется, вношу большой вклад. Я пытаюсь использовать каждое мгновение, проведенное здесь».
Таким образом, ее нынешняя звездная командировка растянется на 9,5 месяца. Нужно быть очень сильным и мужественным человеком, чтобы после полугода напряженной работы в космосе добровольно увеличить этот срок. Мне рассказывали бывалые космические асы, что, вернувшись на Землю, уже через полгода они мечтают о новом полете. Но там, на станции, к концу экспедиции всем ужасно хочется домой. Дни считают и часы до встречи с родными. А Пегги совершенно искренне считает это подарком судьбы...
На Земле, в Хьюстоне, Пегги ждет муж. Он биохимик, работает в НАСА. Детей у них нет. «Для меня всегда на первом месте был космос», — призналась она. В свободное время увлекается виндсерфингом, мотоциклом, баскетболом, водными лыжами.
«Это удивительная женщина, — сказал мне перед ее вторым полетом тогдашний заместитель начальника подмосковного Центра подготовки космонавтов Валерий Корзун. — Абсолютно профессиональный, прекрасный, надежный человек. И большая умница».