Главная Культура 00:15 15 Апреля 2016 3359
Бородатые новации

«Золотая маска-2016» прошла в жестком противостоянии ревнителей и ниспровергателей традиций

Любовь Лебедина

16 апреля состоится торжественная церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска», когда одни будут радоваться, другие — обвинять членов жюри в необъективности. Хотя все мы, от самого влиятельного арбитра до рядового зрителя «Маски», по сути являемся заложниками решений экспертного совета.

Побывав в 100 городах России и истратив кучу денег, чтобы посмотреть 600 премьер 2015-го года, эксперты руководствовались, конечно, благородными мотивами — открыть неизвестные театральные шедевры и привезти их в Москву. Даже не поленились съездить в маленькие города: Минусинск, Серов. Новокуйбышевск: мол, демократия распространяется на все театральное искусство, в какой бы географической точке оно ни находилось. Похвальный момент. Только вот, например, на гастроли в Прибалтику «Золотая маска» отбирает почему-то исключительно звездные столичные спектакли и перестает играть в демократию там, где надо завлечь реального зрителя, приносящего кассовые сборы.

Оно и понятно, в Москве и Петербурге сосредоточены лучшие творческие коллективы — главные законодатели театральной моды. Здесь новаторы борются с консерваторами, разоблачают провокаторов или воздают им хвалу, питаются скандалами и сочиняют «мыльные» проекты, а в целом все сводится к ярмарке тщеславия. Как известно, Минкульт РФ спонсирует «Золотую маску», иногда в целях экономии урезая дотацию. И тут претензий к чиновникам бедного министерства нет. Недавно вот у них 50 миллионов рублей неизвестно куда пропали — беда! До театрального ли фестиваля? Тем не менее хоть что-то, но дали.

На фоне скандальных министерских пропаж демарш двух режиссеров — Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, заявивших о снятии своих спектаклей с афиши «Золотой маски» из-за якобы ангажированной критики со стороны одного из членов экспертного совета, — выглядит тем, чем он является: всего лишь желанием привлечь внимание общественности к себе... Кстати, дальше грозных заявлений не пошло. «Обыкновенную историю» в Гоголь-центре показали 9 апреля. А «Герой нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова шел пять раз на новой сцене Большого театра. Да и Олег Табаков, и Наталья Тенякова, номинированные на «Лучшую мужскую роль» и «Лучшую женскую роль», тоже продемонстрировали свое мастерство в «Юбилее ювелира» под руководством Константина Богомолова. Оказалось, наш бунтарь Богомолов прекрасно умеет работать в русле психологического театра, просто ему там скучно без любимых приколов-провокаций. Но в данном случае пришлось смирить гордыню — во-первых, насмехаться над старым героем у последней жизненной черты нехорошо, во-вторых так недолго и схлопотать у Табакова нагоняй, а это даже модному режиссеру ни к чему.

Среди наиболее ярких музыкальных номинантов «Золотой маски» - спектакль по реконструированной опере Шостаковича «Оранго» в Пермском театре оперы и балета (музыкальный руководитель - Теодор Курентзис). Фото Сергея Бирюкова

Во время «Золотой маски» зрители всегда пристально следят за негласным соревнованием московских и питерских театров. Вот и на этот раз эксперты, не устояв перед мощным обаянием Андрея Могучего, представили аж три спектакля БДТ имени Георгия Товстоногова. Да и как не поддержать худрука легендарного театра, если под ним как раз сейчас зашатался трон и запахло выборами нового руководителя (правда, уже во время фестиваля стало известно, что приехавший на сбор труппы министр культуры приготовил сюрприз Могучему в виде нового контракта). Наверное, после этого и «Пьяные» Ивана Вырыпаева, показанные на «Золотой маске», будут занесены в реестр выдающих заслуг режиссера-новатора, реформировавшего бывший оплот психологического театра, хотя, на мой взгляд, этот китч скорее напоминает эстрадный анекдот. Несмотря на то, что Ивана Вырыпаева в его стремлении «вернуть миру подлинность» часто сравнивают с Шукшиным, а после фильмов «Эйфория» и «Спасение» зачислили в лидеры мейнстрима, качество образного слова у него хромает. Сленг, ненормативная лексика — вот та питательная среда, из которой Вырыпаев черпает вдохновение. Неудивительно, что Андрей Могучий, некогда создатель Формального театра, нашел родственную душу в лице драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева. Я бы с удовольствием посмеялась, наблюдая, как заслуженные артисты валяют дурака, исполняя акробатические этюды на батуте, и какую, извините, хрень несут под прикрытием бранной лексики, но почему-то скулы сводило от скуки. Хотелось спросить у создателей вымученных комиксов: неужели вместе с литературной русской речью в нокаут отправили и профессиональные актерские навыки? Много ли умения нужно, чтобы изображать пьяниц, проваливаясь на батуте, придуманном художником Александром Шишкиным? Да нисколько! А это, похоже, главная исполнительская фишка спектакля.

И почему я должна соглашаться с теорией веры в безверие, закодированной в подсознании механических «роботов», не знающих, ради чего живут? Это уже о следующем спектакле БДТ, постановке Андрея Жолдака «Похитители чувств». Скажу честно, от этой работы я не ждала никаких «нановаций», поскольку именитый украинский режиссер продолжает здесь свою вполне старую линию так называемого «нового европейского театра» и с этого пути не сворачивает, радуя продвинутую критику, убежденную в том, что психологический театр исчерпал себя. Перед спектаклем Андрей Валерьевич в видеообращении к публике изложил суть своего видения театрального искусства, не имеющего, по его словам, ничего общего с реальностью, поскольку это сон, иллюзия. А в таком сне самое место всяческой чертовщине, от неопознанных летающих объектов до черных ангелов, проходящих сквозь стены и закрытые двери, невидимо существующих рядом с людьми и управляющих их чувствами. Получилось что-то вроде космической одиссеи с набором гэгов и комических шарад, где сюжету отводится служебная роль. Вроде бы свадьба в итальянском семействе, какие-то мафиози, прыгающие на матрасе молодожены, папаша-обжора, наделенная повадками гея мамаша, отрезанная голова оленя, томатный сок, имитирующий реки крови... И если бы не имя Гольдони в той самой вступительной речи Жолдака, вам ни за что не догадаться, что этот винегрет из видео, ужастиков и немого кино с озвучкой двумя ведущими, сидящими на авансцене с микрофонами — всего лишь парафраз на тему хрестоматийного «Слуги двух господ».

Анализируя программу фестиваля можно смело сказать: сейчас имеет место жесткое противостояние между художниками, отдающими приоритет углубленной трактовке литературного первоисточника, и авангардистами, в подражание западному театру идущими против авторского видения сюжета и героев. Ведь не случайно москвичи переживают — не исчезнет ли с уходом из жизни Петра Наумовича Фоменко «легкое дыхание» созданного им Театра-мастерской? К счастью, последняя премьера Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь», включенная в программу «Золотой маски» по пяти номинациям, подтверждает: фундамент, заложенный великим режиссером, стоит крепко и пока не разрушается. В этом искрометном и озорном спектакле все так же много смешных приколов, но ни грамма пошлости, ни малейшего намека на черный юмор, коим так увлекаются революционеры театральной перестройки.

Среди московских номинантов «Золотой маски», по-моему, выделяются четыре спектакля. Это «Нюрнберг» Алексея Бородина в РАМТе, где исполнители многонаселенного политического представления, повествующего о начале холодной войны после нюрнбергского процесса, сохраняя собственную индивидуальность и следуя режиссерскому замыслу, создают единый актерский ансамбль.

То же самое могу сказать об актерах Сергея Женовача, самозабвенно играющих историю «Самоубийцы» о маленьком человеке, мечтающем научиться играть на трубе и вдоволь кушать ливерную колбасу. Третий спектакль, номинированный на «Маску» — «Бег» Михаила Булгакова в Вахтанговском театре, поставленный питерцем Юрием Бутусовым. (Эксперты также выбрали для показа на фестивале другую его постановку в театре имени Ленсовета — «Кабаре Брехт»). Притом что метафорический «Бег» наполнен массой символов и художественными инсталляциями, артисты в нем существуют весьма комфортно, и «первую скрипку» играет Виктор Добронравов, органично вплетаясь в сложную историческую паутину судеб, рожденную революцией. Ну, а сочинение Камы Гинкаса «Кто боится Вирджинии Вульф» с удивительной работой Игоря Гордина, претендующего на «Лучшую мужскую роль», конечно же — авторское осмысление уроков Георгия Товстоногова, о которых в родном городе Георгия Александровича пытаются забыть.

Правда и тут бывают счастливые исключения, и хотя Валерий Фокин не ученик Товстоногова, но с его приходом в питерскую Александринку началось возрождение одного из первых театров России. Здесь не обслуживают зрителя, здесь его воспитывают в духе великой русской культуры. Задуманный еще семь лет назад «Маскарад» Михаила Лермонтова наконец-то обрел реальные черты, да еще какие, навеянные постановкой Всеволода Мейерхольда 1917 года. Фокин дал новое название своему детищу: «Маскарад. Воспоминания будущего», в котором отразилась не только театральная история прошлых лет и реанимировалось художественное оформление Александра Головина, но также возникла параллель с современным обществом, безжалостным и прагматичным. Благодаря техническим придумкам зрители через мультимедийный видеоряд как бы погружаются в атмосферу столетнего спектакля. Из люков выплывают на поверхность прозрачные стеклянные кубы с застывшими в них фигурами, словно из музея восковых монстров, а потом они оживают, звучит вальс-фантазия Глинки, плавно переходящий в ритмическую музыку Александра Бакши. В этой шикарной декорации, напоминающей русский Версаль, отлично бы звучали монологи давнего классического Арбенина — Юрьева, но великого мастера уже давно нет, а нынешний Арбенин в исполнении Петра Семака тоже хорош.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7159
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?