Сначала Луна, потом Марс...» Разговор с президентом РКК «Энергия»

Космос вновь привлекает россиян

Ярко отмеченный на нынешней неделе День космонавтики и 55-летие исторического полета Юрия Гагарина высветили факт возвращения общественного интереса в стране к освоению космического пространства. О том свидетельствуют соцопросы и дискуссии в интернете. Почему космос вновь привлекает наших сограждан?

Прежде всего, благодаря появившимся в последние годы интересным, а главное, вполне реалистичным, рассчитанным на ближайшие полтора-два десятилетия проектам — в частности, создания на Луне обитаемой базы, исследований Марса и Венеры. А как видят ближайшие перспективы наши ведущие конструкторы космической отрасли? За ответом обозреватель «Труда» пришел к Владимиру СОЛНЦЕВУ, президенту корпорации «Энергия» — одного из крупнейших ракетно-космических центров мира, ведущего российского предприятия, головного по пилотируемым системам.

Но для начала две красноречивые цитаты. «Россия может нанес-ти удар по своему старому сопернику НАСА, отправив космонавтов на Луну, — пишет британская Daily Mail. — Амбициозные планы России вернуться на Луну могут стать спусковым крючком для новой гонки — имеется в виду использование полезных ископаемых и других ресурсов на лунной поверхности. Европейское космическое агентство заявило, что заинтересовано в присоединении к попыткам России колонизировать Луну».

Продолжил тему американский журналист Ричард Стоун, опубликовав большую статью в журнале Science («Наука»): «Возобновление интереса России к Луне произошло после того, как в 2009-м российский прибор, установленный на лунном орбитальном зонде НАСА, обнаружил под поверхностью Селены хранилища замерзшей воды. И Россия возродила мечты отправить космонавтов на ночное светило: Два других краеугольных камня российской космонавтики связаны с исследованиями Марса при помощи автоматов и астрофизики. Россия объединилась с Европой в реализации проекта ExoMars. А Институт космических исследований и НАСА уже начали дискуссию, посвященную будущему — возможной совместной миссии к Венере после 2025 года».

Вот и руководитель «Энергии» с редким для сегодняшнего дня оптимизмом смотрит в будущее. Он убежден, что сотрудничество стран в освоении космоса будет укрепляться и выйдет на качественно иной уровень. Сейчас, например, сверхтяжелой ракетой занимаются в США, в планах она и у России, Китая. Между тем, полезная нагрузка для такой ракеты ограниченна, и она может быть использована для запуска, скажем, только раз в два года.

— Теперь представьте, — убеждает Владимир Львович, — что заинтересованные страны объединились и вместе создают сверхтяжелую ракету, одну на всех. Каждое государство сможет использовать ее, когда появится необходимость. Причем в данном случае не столь важно, с какого космодрома она будет стартовать — с американского, российского или китайского. Главное, резко улучшатся экономические показатели. Я не так давно предлагал эту идею американским коллегам. На уровне специалистов она встречена с пониманием. Со временем, не сомневаюсь, и политики придут к выводу, что дорогостоящие проекты, осуществляемые в одиночку, не лучший путь.

Альтернативы объединению усилий нет. Надо по главным направлениям работать так, как это делается сегодня на МКС, где русские, американцы, немцы, англичане, итальянцы, японцы, французы работают плечом к плечу ради общего дела. И у них прекрасно получается. Правильно сказала американка Сунита Уильямс: «МКС — это идеальная модель мира». По словам президента «Энергии», осуществлять сложные проекты всегда быстрее и дешевле, когда суммируется интеллектуальный, финансовый и промышленный потенциал разных стран. Это в полной мере относится и к полетам на Луну или на Марс.

А что все-таки перспективнее для землян — колонизация Луны или Марса? Ответ Солнцева: сначала Луна, потом Марс. Без отработки технологий на Селене, без обретения там опыта отправляться на Красную планету опасно. Потому именно освоение Луны сегодня является одним из важнейших направлений российской космонавтики.

Не могу не возразить Владимиру Львовичу: все бы хорошо, да ведь известно, что из Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы сокращено финансирование ряда важных направлений. Таких как создание лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК), орбитальной станции, скафандра, межорбитального буксира. Не станет ли это тормозом на пути к Луне?

Этого не произойдет, по мнению моего собеседника, потому что предприятия продолжат работы по проектам за счет собственных средств. Вопрос специально рассматривался в «Роскосмосе», расчеты показали реальность такого варианта. И к 2025-му будет создан неплохой задел. Он станет отправной точкой для следующей программы, в которой будет прописан облет Луны и высадка космонавтов.

— Работы по созданию нового пилотируемого корабля «Федерация» идут по графику, — замечает президент «Энергии». — Традиционно оболочки космических кораблей во всем мире делают из алюминиевых сплавов. При такой технологии не обойтись без сварных швов, что ограничивает возможности конструкторов. Мы же проектируем новый корабль в том числе и из композитов, которые дают возможность обойтись без сварки. Сейчас находимся в стадии испытаний и принятия решений.

Уже с 2019 года начнется серия испытаний девятитонного спус-каемого аппарата. Первый беспилотный старт нового корабля с космодрома «Восточный» должен состояться в 2021-м. «Федерация» будет запущена на околоземную орбиту, затем в автоматическом режиме пристыкуется к МКС и потом вернется на Землю. Таких испытательных запусков будет два-три. А старт экипажа в новом корабле намечен на 2023 год. Тогда и начнется летная жизнь кораб-ля. Экипаж 4-6 человек. Масса при использовании в ближнем космосе — 14,4 тонны, при полете к Луне — 20 тонн.

К Селене такой корабль отправится после 2025 года, когда для запуска с Земли можно будет использовать тяжелую ракету «Ангара-А5В». Сначала планируется облет кораблем Луны без экипажа и возвращение на Землю. Второй лунный рейс будет более сложным. Корабль опять-таки без экипажа долетит до Луны, выйдет на ее орбиту и будет совершать витки вокруг Селены. А взлетно-посадочный комплекс (ЛВПК) прилунится в автоматическом режиме. Он должен находиться на поверхности ночного светила, как и будущие космонавты, 14 суток (в земном измерении). Потом кабина ЛВПК стартует с Луны и стыкуется с кораблем. Обратный путь до Земли займет трое суток. И если вся эта сложная программа завершится без замечаний, то в 2030-м на Селену высадятся российские космонавты.

После чего наступит следующий этап в освоении Луны — строительство долговременной обитаемой базы. Эти работы начнутся до 2035 года, то есть уже нынешнее поколение станет свидетелем поселения землян в космосе. Скорее всего, проект будет международным. Европа уже проявила к нему большой интерес.

— Лунное направление в отечественной космонавтике является приоритетным, — подчеркивает руководитель «Энергии». — В масштабной программе задействованы многие предприятия, НИИ, КБ, лаборатории. Работы много. Не так давно Луне было посвящено заседание Научно-технического совета. В частности, рассматривались вопросы радиационной безопасности. Американским астронавтам, когда они летали к Луне, очень повезло: во время их миссии не случилось опаснейших мощных солнечных вспышек — так называемых солнечных протонных событий. Мы не можем уповать на везение:

Пригодятся ли на Луне трансформируемые (надувные) модули? («Труд» в номере от 5 июня 2015 года рассказывал о весьма перспективных работах в РКК «Энергия» по этому направлению.)

— Конечно же, и на Луне, и в околоземном пространстве такие модули будут использованы, — отвечает на мой вопрос Солнцев. — В чем особенность этой конструкции? Размеры модуля при запуске с Земли втрое меньше, чем в развернутом на орбите виде. Они помогут решить множество задач. Например, защитить экипаж от излучения и от частиц космического мусора, увеличить полезный герметичный объем, улучшить эргономику околоземных пилотируемых станций. А в будущем, уверен, и планетных баз.

Для защиты от микрометеоритов «Энергией» в кооперации с другими предприятиями был создан новый композиционный материал повышенной прочности. На орбиту модуль будут выводить с помощью ракеты-носителя среднего класса «Союз». При использовании же традиционных материалов для модуля такого же объема потребовалась бы ракета тяжелого класса и совсем другие деньги. Кстати: в США на создание подобной конструкции ушло уже более 15 лет, а «Энергии» всего за три года удалось достичь вполне соизмеримых результатов.

— Мы нашли понимание в госкорпорации «Роскосмос», — говорит Солнцев. — Рассматривается возможность включения работ по трансформируемому модулю в ФКП до 2025 года, чтобы успеть поработать с ним в составе МКС. А дальше планируем создание полноразмерных, в 300 кубометров объема, обитаемых модулей. Такие можно использовать в составе орбитальных космических станций, а также при строительстве планетных баз — при реализации лунной и марсианской пилотируемых программ...

Так вполне буднично и убежденно Владимир Солнцев говорит о рождении фантастической техники завтрашнего дня. Собственно, такая у них в «Энергии» работа: превращать фантастику в реальность, в будни.