Вернуть авиабилет будет невозможно

Интересы авиаперевозчиков будут защищать за счет пассажиров

В скором времени авиакомпании на вполне законных основаниях смогут отказывать пассажирам в возврате билетов. По новым нормативам нужно будет позаботиться о возврате как минимум за пять дней до вылета. А бюджетные билеты, приобретенные в рамках спецакций и распродаж, вообще нельзя будет вернуть. С такой инициативой 12 апреля выступил замглавы Минтранспорта России Валерий Окулов, теперь поправки переданы в Госдуму. По мнению экспертов, скоро они будут приняты и вступят в силу.

Для тех, кто все-таки захочет сдать непригодившиеся билеты, авиакомпании выставят штраф, который составит около 5% от стоимости проездных документов. Хотя пока билеты можно вернуть за сутки без каких-либо штрафных санкций. Если возврат происходит позже, то с пассажиров, решивших не лететь, берут умеренную пошлину. К примеру, из 12 тысяч рублей, отданных за два билета до Берлина, при возврате удерживают порядка 800. Но с введением новых поправок потери пассажиров увеличатся. К этой обязательной пошлине, которую никто не отменяет, присовокупят еще и денежный штраф в пользу компании. Эксперты рынка и правозащитники рассказали «Труду», что данные поправки, несмотря на всю свою непопулярность, будут приняты до конца полугодия. Это обусловлено сильным лобби авиакомпаний, которые утверждают, что нынешние правила возврата просто разоряют их. Так, к примеру, в бюджетной «Авианове» сообщают, что при приеме билетов за сутки до вылета возрастают косвенные траты: увеличение загрузки персонала и риск не продать билет повторно.

Не в интересах потребителей

Правозащитники уверены, что новые поправки в Воздушном кодексе могут вызвать у потребителей только негодование.

«Нельзя заранее предугадать, что случится, — считает председатель общества защиты прав потребителей „Общественный контроль“ Михаил Аншаков. — У людей могут измениться обстоятельства, может возникнуть форс-мажор, человек просто может передумать».

Почему же у пассажиров отнимают право на изменение решения, если сами перевозчики часто отменяют и переносят рейсы? Как утверждает Аншаков, авиакомпании не несут особенного ущерба из-за возвращенных билетов. Перепродать их удается, даже если до вылета остались только сутки.

Также эксперт обращается к закону «О защите прав потребителей». Там сказано, что потребитель имеет право отказаться от услуги, компенсировав лишь фактически понесенные затраты. Если самолет не залит керосином (а за пять дней до вылета он не залит), то затраты еще не понесены.

Возможные скидки

Но у бизнес-сообщества совершенно другое мнение. Инициатива горячо поддерживается авиакомпаниями. Как они обещают, меры не только снизят риски для бизнеса, но и порадуют потребителей сниженными ценами.

По данным компании «Авианова», пассажиры возвращают 1–2% билетов в год. Авиакомпании перевозят за это время миллионы человек, а значит, возвращаются тысячи билетов. Если возврат произведен за сутки, то найти нового покупателя, как правило, не удастся. Чтобы снизить ущерб, авиаперевозчики увеличивают общую стоимость билета.

Такие тарифы есть в странах Евросоюза, в США и Японии. В России они существовали до 2007 года, потом их отменили.

«Невозвратные тарифы существуют во всем мире. Даже в тех странах, где права потребителей защищены самым надежным образом, — рассказывает руководитель пресс-службы компании „Трансаэро“ Сергей Быхал. — Они позволяют создавать очень доступные предложения. Причем иностранные авиакомпании, которые осуществляют полеты в Россию, имеют право их продавать. Скорее всего, поправки примут, мы наконец будем уравнены в правах».

Но пока ни в одной авиакомпании «Труду» не объяснили, насколько именно снизятся цены. Остается только надеяться, что скидки окажутся настолько существенными, что смогут компенсировать неудобства.

Цифры