Как передает «Би-Би-Си», вчера произошло извержение вулкана, который расположен около ледника Эйяфьяллайекюль в 200 км к востоку от Рейкьявика. Вулкан спал до этого около 200 лет и ожил 20 марта. После повторного извержения дым поднялся на высоту 6 тысяч метров. Потоки раскаленной лавы частично растопили ледник, началось наводнение. Из близлежащих деревень эвакуированы от 700 до 800 человек.
Мельчайшие частицы вулканической пыли вызвали серьезное беспокойство авиационных властей Европы: они могут привести к остановке авиационных двигателей. Поэтому во многих странах отменены все авиарейсы. По информации британской службы авиадиспетчеров (NATS), запрещены полеты всех самолетов над Британией за исключением экстренных ситуаций. «Это решение принято в соответствии с международными правилами гражданской авиации. Мы продолжаем отслеживать ситуацию и тесно сотрудничаем с метеорологической службой, а также с клиентами авиакомпаний и соседними странами», - говорится в сообщении NATS.
Аналогичные меры предприняли в Ирландской республике. Временно прекратил работать и крупнейший аэропорт Норвегии, расположенный в Осло. Воздушное пространство закрыли Нидерланды и Дания, об этом подумывают в аэропорту Брюсселя, приостановлена также работа нескольких аэропортов на севере Швеции и Финляндии.
Как сообщает РБК со ссылкой на пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Пескова, облако вулканического пепла, надвигающееся на российский город Мурманск через север Европы, стало причиной отмены запланированной ранее поездки главы правительства нашей страны Владимира Путина. Он должен был провести в Мурманске совещание по вопросу развития инфраструктуры для переработки рыбы, однако деловой визит пришлось отложить на неопределенный срок.
Перемены в планах коснулись и норвежского короля Гаральда V и его супруги королевы Сони: возможно, они отменят свой визит в Копенгаген, куда были приглашены на торжественное празднование 70-летия датской королевы. По данным агентства Associated Press, которое ссылается на официального представителя королевской семьи, после того как авиакомпания Avinor объявила об отмене всех коммерческих рейсов, супруги заявили, что намерены добраться до Копенгагена на «автомобиле, лодке или поезде». Однако к началу торжественных мероприятий они могут не успеть, пишет Gzt.Ru.
Премьер-министру Норвегии Йенсу Столтенбергу, который прилетел в США для встречи с норвежскими бизнесменами, в связи с отменой рейса через Атлантику пришлось задержаться в нью-йоркском аэропорту.
От природных катаклизмов пострадали не только монаршие персоны. Огромное число простых граждан на неопределенный срок «зависли» в аэропортах. «Мне кажется, я сейчас заплачу. Больше всего на свете я сейчас хотела бы оказаться на пляже в Мексике», — пожаловалась пожилая пассажирка Энн Кокран из Торонто, застрявшая в Глазго. «Я уже должен был лететь на Лансароте. Мы сюда приехали из Обана, отправились в три часа утра. Теперь нам только осталось вернуться домой и подстригать травку в саду», - рассказал еще один пассажир в аэропорту Глазго
В самой Исландии аэропорты работают: ветер быстро уносит оттуда вулканический пепел. «Рейсы в Исландию и из нее в порядке. Ветер несет пепел на восток», - передает агентство Франс пресс со ссылкой на представителя местных авиационных властей Хьйордиса Гудмундсдотира.
Выбросы пепла после извержения вулкана опасны для турбин авиадвигателей: пепел может расплавиться при высокой температуре в авиационных двигателях, а затем снова отвердеть и повредить механику. Выбросы пепла и песка также могут вызвать проблемы, осев на крыльях самолетов.
Как рассказал Би-би-си сотрудник британской метеорологической службы Филипп Эвери, «у NATS есть все основания для беспокойства, потому что в 1982 году самолет British Airways пережил очень неприятную историю – когда он пролетал через облако вулканического пепла, у него отказали все четыре двигателя».
15 декабря 1989 года произошел еще один подобный инцидент. Самолет компании KLM, летевший из Амстердама в город Анкоридж на Аляске, попал в облако вулканической пыли, и у него также остановились все двигатели. Экипажу удалось вернуть системы в норму и совершить посадку в Анкоридже, но самолет был испорчен.
Всего, по данным геологической службы США, с 1983 по 2000 было зарегистрировано более 100 случаев, когда двигатели воздушных судов пострадали от вулканического пепла. В некоторых случаях двигатели прекращали работать, однако к фатальным последствиям это не привело ни разу.
О сроках говорить пока не приходится. По словам исландского геофизика Магнуса Туми Гудмундссона, до того момента, когда летать снова будет безопасно, времени может пройти немало, передает агентство Франс пресс. «Продолжительность таких извержений очень разная. Это может быть любой период – от нескольких дней до одного года. Судя по интенсивности нынешнего извержения, оно может продолжаться довольно долго», - заявил специалист.
Авиационные эксперты более оптимистичны: они считают, что облако пепла может рассеяться в течение одного дня. По прогнозам европейской службы контроля безопасности европейских авиационных перевозок, оно должно пройти территорию Великобритании к 13 часам по местному времени (12 GMT). «По мере того, как облако будет двигаться к Нидерландам и Бельгии, оно станет рассеиваться и терять плотность – как и любое другое погодное явление», - сообщил представитель службы Брайан Флинн. Однако каковы будут масштабы, по его утверждению, пока не понятно.