Алла Пугачева: "Я ни о чем не жалею"

Пугачева - имя целой эпохи, которое вполне можно поставить рядом с именами Шульженко и Мордюковой. Отказавшаяся в эти дни практически от всех интервью, Алла Борисовна все же ответила на несколько вопросов "Труда".

- Вы теперь часто говорите, что люди стали циничными, что их такими воспитывает наше телевидение, что надо бы больше петь о любви. Но такое впечатление, что в последнее время в вашем собственном творчестве лирических песен как таковых стало меньше, чем песен язвительных, ироничных вроде какой-нибудь "Мадам Брошкиной" или "Малолеточки":

- Это о любви.

- Да? И малолеточка, в общем, тоже от любви погибла?

- "Малолеточка" - это не мой репертуар. Это была песня, специально написанная для юбилея Танича и группы "Лесоповал".

- Не чувствуете ли вы, что от вас самой за эти годы что-то ушло или вы сами что-то упустили? О какой, может быть, неспетой песне вы жалеете? Или, наоборот, жалеете о чем-то спетом, вообще сделанном в жизни, чего делать не стоило?

- Вот выпущу книгу - там я все расскажу, о чем я там проанализирую. А сейчас я ничего не анализирую, меня все устраивает: что я спела, чего не допела, где я ошибалась, где - не то спела. Вот все устраивает, понимаете, в моей копилочке, в моем сундучке, на моей витрине. А что-то неспетое: Мне уже кажется, столько уж лишнего даже напето, что: Так что потом как-нибудь вы на досуге сядете с книгой "Воспоминания о жизни и искусстве", автор - Алла Пугачева. Будьте лучше один у камина, накиньте клетчатый плед, возьмите бокал сухого хереса.

- Такой бывает?

- Сухого. Хереса. Может, вы недослышали?

- Просто не знал, что бывает именно сухой херес.

- Да, вот херес именно. Да, и холодный - не разогревайте холодную дичь. Но прежде чем книгу взять, вы руки протрите. И вот такой немножко пьяный, немножко сытый, согревшийся у камина, вы раскроете книгу, а я вам там говорю: Сережа, только тебе говорю - как жалко, что я не спела вот эту песню из репертуара Кристины Агилеры, ой-ей-ей!

Мнение

Иосиф Кобзон, певец:

"Она была бледненькая и без косметики"


- В конце 1960-х во 2-ю студию Дома звукозаписи на улице Качалова, где я делал очередную передачу и записывал, кажется, уже 20-й дубль (тогда передачи делались очень тщательно и подолгу), вдруг пришли такие Трифонов и Иванов - авторы из редакции сатиры и юмора. И попросили: "Иосиф, уступи, пожалуйста, студию композитору Леве Мерабову на 20 минут, он хочет с одной молодой девочкой записать песню". Ну ладно, отчего ж не уступить другу? Я сказал: "Хорошо, пойду покурю" (я курил в те годы). Ушел в холл и оттуда услышал полудетский-полувзрослый голосок, который исполнял песню "Робот, ты же был человеком". Вот это была Алла Борисовна, было ей лет 17-18. Я, конечно, тогда не обратил на нее особого внимания, да и держалась она робко, забилась в угол, такая бледненькая, без косметики, в простеньком платьице. Я еще подумал: вот привели, наверное, из самодеятельности девчонку:

Второй раз мы с ней встретились, когда я работал в жюри Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Алла уже успела поработать в ансамбле Павла Слободкина. Меня поразило ее исполнение песен "Ермолова с Чистых прудов" и "Посидим, поокаем". Обсуждаем премии - и вдруг понимаю, что уже первую присудили, о вторых договорились, третьи делим - уже три третьих назначили, а имени Пугачевой ни разу не звучало. Я возмутился. Тут встает председатель жюри Юрий Силантьев, замечательный дирижер, и говорит: "Кобзон за все заседание ни разу ни о чем нас не просил, а вот теперь что-то такое разглядел - я, правда, ничего не разглядел, но раз он просит и мы уже вручили три третьих премии, почему бы не вручить и четвертую?"

А через два месяца Алла со своим "Арлекино" победила на "Золотом Орфее".

Она работала на громадных стадионах, во дворцах спорта за совершенные гроши. Потому что все сборы шли в организации, в которых она числилась - Москонцерт, Росконцерт: Я бывал в ее первой собственной квартире на Брестской улице - по теперешним временам это смешно: две комнаты и спальня.

У нас с ней был дуэт на концерте в честь моего 60-летия в зале "Россия". В работе она очень неудобная, резкая. Слышит прежде всего свою интонацию. Зато когда добивается от партнера того, что считает нужным, более благодарной реакции представить невозможно. Она радуется, кричит: "Браво, наконец мы сделали то, что хотели!"

Она всегда была в романах, я всегда был в романах. Наверное, поэтому мы с ней никогда не глядели друг на друга сексуальным взглядом. Даже намека на это не было.

А 15 апреля мы с ней в "Лужниках" снова споем дуэт. Какой? Секрет, приходите на концерт - услышите.

Кристина Орбакайте, певица, актриса:

"У нас с мамой очень разные истории"


- Никакого материнского диктата. Алла Борисовна - мудрый, тактичный человек. Если кто-то из ее воспитанников и говорит про диктат, то это ложь. Такт ее в том, что она дает человеку самому понять, что же ему нужно, чтобы раскрыть себя. Она бывает и жесткой. Но в большинстве случаев ты понимаешь, что она права.

В плане подбора репертуара у нас альянс. И ей, и мне приносят очень много песен. Она слушает новую вещь и видит в ней меня, себя, кого-то из воспитанников "Фабрики" (когда она там работала): Иногда буквально на ходу она говорит: "Давай быстро послушаем, вот песня возникла". Примерно так было с "Бесприютной душой". Мы обе могли бы спеть ее, и вышли бы абсолютно разные песни. Но у нее она получилась бы совершенно, трагически бесприютной, у меня же вышла совсем другой - бесплотной, как легкий вздох. Разные люди, совершенно разная история. А "Свет твоей любви" Дробыша у нее лежал два года - может, слова не устраивали: И тут она говорит: "Ну давай уже ты, может, попробуешь, чего она зря лежит". Я спела, и она отреагировала: "Слушай, а хорошая песня!"

Что я думала о родительских методах воспитания в раннем детстве, уже не помню. Были какие-то вспышки нежелания заниматься музыкой - все во дворе скачут, а мне нельзя: Я протестовала, запиралась в ванной. Пока все не остывали, в том числе я, и приходилось все равно возвращаться к фортепиано. А в отношении моих сыновей - я же долгое время для них была не только мама, но и папа, поскольку растила без мужской поддержки. Скорее даже именно папа, потому что последнее слово всегда оставалось за мной. Даже если нахожусь в Сибири или на Дальнем Востоке, я все время на связи и стараюсь рассудить, ставлю точку в каких-то проблемах.

Когда меня пригласили сняться в комедии "Любовь-морковь", я спросила маму, стоит ли влезать в эту историю. Это не был "совет в Филях". Просто мы поговорили, посмеялись, вспомнили семейную историю: все ждали мальчика, даже имя придумали - Стасик, а родилась я. И вот в комедии "Любовь-морковь" нам с Гошей Куценко предложили "поменяться телами", и я стала "Стасиком": В общем, маме идея очень понравилась. После официальной премьеры мне нужно было срочно улетать, и я, поцеловав маму, убежала, толком не пообщавшись. А вскоре получила SMS: "Умница! Горжусь! Мать твоя!" В ее стиле!

Илья Резник, поэт:

"Тогда я предложил Алле: "Посидим, поокаем"


- Дело было в Ленинграде. Там я впервые увидел Аллу на гастролях оркестра Олега Лундстрема. Худенькая, в цилиндре с тросточкой, пела две эксцентрические песенки. Талантливо, с огоньком в глазах. После концерта я взял гитару и постучался в ее номер в гостинице "Октябрьская". Попал не в люкс-апартаменты, а в тесную комнатку с тусклым окном. Помню, сказал: "Алла, а ты мне понравилась!"

Я тогда уже был автором двух шлягеров - "Золушка" и "Карлсон". А она совсем юная. Познакомившись, я попросил Аллу: о помощи. Мы с ней быстренько разучили мою новую песню и направились показывать очень популярной в 1972 году певице, живущей в трехкомнатном люксе в той же "Октябрьской". Звезда закапризничала, песню не взяла. Алла распереживалась за меня так искренне, что я предложил: "А возьми эту песню себе!" Но она отказалась: "Нет, не мое это". Тогда я порылся в своем гитарном чехле и вытащил клавир: "Ну а вот эту возьмешь?" - "Эту - возьму". Вот так с песней "Посидим, поокаем" Алла вскоре стала лауреатом на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Двадцать лет назад после моей авторской программы "Вернисаж" Алла позвала друзей к себе в квартиру на Тверской улице - отметить успех. До концерта домработница Люся напекла куличей, картошки с грибами нажарила, но, придя вечером домой, ничего на плите мы не обнаружили. Кто же похитил наш ужин? Перепугавшись, я вооружился топориком для рубки мяса. Наконец мы с Женей Болдиным (продюсером и тогдашним мужем Аллы) нашли дыру в вентиляционной трубе: кладка разобрана, и прямой ход на чердак. Мы вызвали милицию, она и накрыла на чердаке незваного гостя. Через дыру над мойкой нам вернули куличи, сковородку с грибами, бутылку подсолнечного масла, мочалку, маленький магнитофон, а затем предъявили и виновника паники.

Им оказался мужчина невысокого роста, коренастый, в грязном свитере, мятых брюках, со спутанными волосами, словно он провел несколько суток в общем вагоне поезда Москва - Владивосток.

- Давно ты у нас гостишь? - спросила Алла.

- Неделю уж точно, - ответил за него милиционер, оценив на глаз степень немытости субъекта. Выяснилось, что за эту неделю незваный гость несколько раз спускался в квартиру, когда хозяева отсутствовали.

- Так ведь я тебе писал, Алла! - чуть не расплакался обитатель чердака. - Ты не ответила, вот я и приехал!

Он проник на чердак, расковырял кирпичную кладку и проник в квартиру.

- И ты все это время нас слушал? - удивилась Алла.

- Ну да. А если и слезал, то чтоб поесть: Не помирать же с голоду! Зато я первым услышал столько твоих песен!

Цитаты Аллы Пугачевой

Об уходе со сцены


- Я в свое время заявила, что прекращу петь в 60 лет. Я никогда не бываю голословной. Я действительно прекращаю концертную деятельность как певица Алла Пугачева. Хотя и не вовремя это, наверное: на дворе кризис, и надо как-то зарабатывать деньги. Но зарабатывать деньги на том, что будет выглядеть некачественно, я не буду. Певица Алла Пугачева уйдет со сцены. Но наступит время другой Аллы Пугачевой. Которая ведет деятельность на радио "Алла", в театре, в кино, в издательской сфере. Сидеть сложа руки на пенсии я не буду. Но еще раз говорю, что та Алла Пугачева, которая пела красиво и сильно, - ее, конечно, уже не будет. Но зато будет другая Пугачева, может быть, даже с другим именем.

О фонограмме

- Я под фонограмму с удовольствием бы пела, но мне это очень сложно, я никогда не запоминаю ее. По-моему, есть два человека, которые никогда не научатся петь под фонограмму, даже на телевидении, и даже в кино, и даже снимая клипы, - это Кобзон и я.

О Кристине Орбакайте и Максиме Галкине

- Они всегда верили в меня - что дочь, что Максим Галкин. Когда посмотришь на Максима, пообщаешься с ним, то уже ничего не страшно. Вот так смеешься, улыбаешься: Ни кризис тебе не страшен, ни уход со сцены не страшен. Страшно только постареть совсем.

О Юлии Тимошенко

- Я в восторге от этой женщины. Как женщины. Она большая умница, красавица. И я, конечно же, ее приглашу и на концерт в Киеве, и на концерт в Москве. И на банкетик по поводу дня рождения... Водку с Тимошенко - да, пили вместе. Рассказывали друг другу о дочерях, о жизни. Вы что ж думаете, Юля только вот о политике, что ли? Она же где-то и человек.