- Господин Лорье, почему из всей плеяды звезд, которых вы фотографировали (Грейс Келли, Одри Хепберн, Мария Каллас), в Россию вы привезли только синьору Кардинале?
- Клаудиа, с которой я познакомился в середине 70-х годов в Париже и к которой частенько захаживаю в гости, - самое яркое олицетворение трех стихий - моря, секса и солнца. Она дерзкая, свободолюбивая, своенравная, страстная и неистовая.
- Но очень многих знаменитых женщин вы запечатлели или совсем обнаженными, или в купальниках, тогда как Клаудиа на вашем портрете одета очень основательно и даже строго. Почему вы скрыли ее сексуальность?
- Несмотря на то что многие десятилетия Клаудиа считалась мировым секс-символом, она никогда не снималась в кино полностью обнаженной. В своих контрактах она очень четко оговаривала этот вопрос. Но дело даже не в этом. Клаудиа неоднократно мне говорила, что не нравится сама себе в купальнике. Впрочем, все остальные женщины в купальниках ей тоже не нравятся. Столь радикальное мнение она объясняла тем, что полуобнаженная женщина утрачивает свою таинственность, а вместе с ней и очарование. Тем более что сексуальность - это не тело, а душа.
- Клаудиа сама выбрала такой оригинальный наряд для своего портрета?
- Клаудиа пришла в мое фотоателье в несколько непривычном для себя наряде - в мужском костюме в полоску и забавном берете. Потом я узнал, что именно так - в одежде мужского покроя и с черным беретом на голове - ходила в молодости ее мама. У Клаудии очень красивые родители, особенно отец, который, по словам Клаудии, всегда ходил только в белом. Но в отличие от отца, холодного и серьезного красавца, ее мама очень жизнерадостная и смешливая. Кстати, это от мамы Клаудиа унаследовала свою ослепительную улыбку.
- Но всегда ли была искренней улыбка Кардинале? Судя по ее биографии "Мне повезло", бывало, что улыбалась она для того, чтобы не заплакать.
- Я встретил Клаудию в тот момент, когда она уже была счастливой женщиной. Как известно, любовь к ней пришла далеко не сразу, а только в 35 лет в лице ее нынешнего супруга режиссера Паскуале Скуитьери. До этого она была знаменитой, великолепной и очень несчастной женщиной. Мне кажется, что в молодые годы она использовала свою улыбку как средство обороны, а не обольщения. А сегодня она улыбается как богиня, о которой простым смертным можно только мечтать.
- Кажется, Висконти сравнивал Кардинале с дикой кошкой, готовой в любой момент превратиться в тигрицу. А с кем или, может быть, с чем лично у вас ассоциируется итальянская актриса?
- Клаудиа - дитя Африки, и этим все сказано. Неспроста она всю свою жизнь мечтала вернуться к своей бунтарской юности. Ее тогда называли мужским именем Клод. Мы часами с ней разговариваем о красотах и тайнах Черного континента (в молодости я служил фотокорреспондентом на алжирском фронте). Я бы сравнил Клаудию со звездным небом Африки.
- Почему актриса предпочитает жить в Париже?
- Она говорит, что Рим ее раздражает тем, что люди там говорят слишком много и слишком громко, тогда как сама Клаудиа довольно замкнутый и неразговорчивый человек. А Париж она выбрала потому, что он ей просто по душе. Раньше Клаудиа жила на улице Фробур Сент-Оноре, теперь живет на набережной Сены. Шутя, она говорит, что поселилась во Франции исключительно потому, что, в отличие от Италии, здесь уважают артистов и не досаждают им своими приставаниями.