ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

Это один из самых громких кинопроектов европейского и мирового кино последних лет. Фильм получил у себя в Испании аж 14 национальных премий "Гойя", Гран-при Венецианского фестиваля, два "Золотых глобуса" (премия американской кинопрессы) - за лучший неанглоязычный фильм и лучшую мужскую роль и, наконец, приз "Оскар" американской киноакадемии за лучший иностранный фильм года. Уже одного только этого внушительного перечня наград достаточно для того, чтобы пойти смотреть "Море внутри". Кроме того, интересно соотнести испанскую ленту с нашим "Ночным дозором", который, напомню, тоже претендовал на "Оскар" и закономерно провалился...

"Море внутри" - картина внешне скромная, камерная. Едва ли не полфильма мы наблюдаем главного героя Рамона Сампедро, прикованного к кровати в узкой комнате-келье. Когда-то в юности он, точеный красавец со смоляными локонами, желая поразить воображение любимой девушки, лихо прыгнул в море с крутого утеса, сломал шейный позвонок и оказался парализованным на всю жизнь. Отныне тело Рамона утратило способность что-либо чувствовать, на экране живет только его лицо с умными, глубокими, печально-насмешливыми глазами.
Рамон Сампедро - персонаж не вымышленный, а реальный. Он стал известен всей Испании тем, что, осознав глубину своего несчастья, начал публично (с помощью телевидения, прессы, судов) бороться за право добровольно - раньше отмеренного Богом срока - уйти из жизни. В 1996 году Сампедро с помощью ручки в зубах написал, а затем издал книгу "Письма из ада", в которой потребовал от медицинских кругов Испании права на эвтаназию, которым, по его мнению, должны быть наделены такие же страдальцы, как он сам. Тем не менее суд отказал Рамону в этом праве, заставив его в итоге уйти из жизни при помощи друзей, которые, таким образом, стали в глазах общества соучастниками убийства. Об этом несколько лет назад испанские документалисты сняли фильм "Осужденный на жизнь". Теперь вот пришло время игрового кино - уж больно это, согласитесь, драматичный, цепляющий за живое сюжет.
Режиссер фильма Алехандро Аменабар в целом следует жизненной биографии Рамона Сампедро, но идет дальше. Он тщательно погружает зрителей в жизненную реальность, окружающую Сампедро. Заставляет неторопливо вглядеться в иссушенное страданием лицо старшей сестры героя, на котором лежит тень непреходящей усталости, ведь именно она на протяжении многих лет днем и ночью присматривает за Рамоном. Предлагает вслушаться в доводы католического священника - тоже обездвиженного, как и Рамон, но стоически призывающего пройти до конца скорбную жизненную юдоль. Приводит доводы родственников и друзей Рамона, среди которых есть и горячие сторонники эвтаназии, и ее столь же яростные противники. Наконец, дает возможность познакомиться поближе с самим героем (его роль блистательно исполняет актер Хавьер Бардем, игравший до того сплошь плейбоев), который к концу фильма покоряет зрителей цельностью своей богатой натуры, неординарным умом, изящным чувством юмора, и, как ни странно, огромным жизнелюбием.
Но в том-то и состоит драма Рамона Сампедро: будучи наделенным от природы всевозможными талантами, яркой фантазией (чего стоят его воображаемые полеты над холмами и равнинами прекрасной испанской земли), тонким восприятием красоты, в том числе и женской, он не хочет жить подобно растению, довольствуясь ничтожно малым. Он физически и нравственно страдает от того, что не может, к примеру, колоть дрова, ездить на велосипеде, гладить по голове детей... И потому выбирает смерть, влюбив для этого в себя женщину (по логике фильма и логике центрального персонажа такое вполне возможно), которая поднесет к его губам стакан с давно заготовленной отравой.
Классический сюжет искусства - любовь сильнее смерти - фильм словно выворачивает наизнанку. В представлении героя (а именно его глазами мы начинаем смотреть на события фильма) истинная любовь та, что способна подарить страдающему возлюбленному не жизнь, а алкаемую им смерть. Режиссер не разделяет такую необычную "формулу любви", но и с ходу не отвергает ее. Его задачей было привлечь внимание вдумчивых зрителей к этой непростой жизненной драме, к проблеме эвтаназии, к философским проблемам человеческого бытия. И режиссер со своей задачей замечательно справился, поставив глубокий, горький, дискуссионный и очень человечный фильм, который взбудоражил общественное мнение во многих странах мира и, как мне представляется, в высшей степени заслуженно получил "Оскар".
Характерно, что "Оскар" за лучший англоязычный фильм завоевал замечательный американский актер и режиссер Клинт Иствуд, поднимающий в своей последней работе - "Малышке на миллион долларов", которая чуть ранее прошла в нашем прокате, - те же проблемы жизни и смерти, истинной и мнимой любви, божественной природы человека... Как ни крути, это главные темы мирового искусства на протяжении многих столетий, и оскаровские академики, которых принято поругивать за банальные, недалекие решения, на самом деле абсолютно адекватно оценили эти серьезные, глубокие произведения. И по сути, позорно в этом контексте поступили мы, отправив на "Оскар" "Ночной дозор" - компьютерные "страшилки" про вампиров, в которых, помимо всего прочего, торжествует полная концептуальная и мировоззренческая каша, ведь в финале фильма главный герой - маленький мальчик, ищущий себя в жестоком кровавом мире, - выбирает сторону Темных сил. Ничего, кроме недоумения, такое кинематографическое послание из России вызвать у американских академиков не могло по определению. Теперь, после вышедших на наши экраны "оскароносных" лент, мне, как и многим другим, это абсолютно ясно. Появилась ли такая же ясность у членов Российского оскаровского комитета - вот в чем вопрос...