"Море внутри" - картина внешне скромная, камерная. Едва ли не полфильма мы наблюдаем главного героя Рамона Сампедро, прикованного к кровати в узкой комнате-келье. Когда-то в юности он, точеный красавец со смоляными локонами, желая поразить воображение любимой девушки, лихо прыгнул в море с крутого утеса, сломал шейный позвонок и оказался парализованным на всю жизнь. Отныне тело Рамона утратило способность что-либо чувствовать, на экране живет только его лицо с умными, глубокими, печально-насмешливыми глазами.
Рамон Сампедро - персонаж не вымышленный, а реальный. Он стал известен всей Испании тем, что, осознав глубину своего несчастья, начал публично (с помощью телевидения, прессы, судов) бороться за право добровольно - раньше отмеренного Богом срока - уйти из жизни. В 1996 году Сампедро с помощью ручки в зубах написал, а затем издал книгу "Письма из ада", в которой потребовал от медицинских кругов Испании права на эвтаназию, которым, по его мнению, должны быть наделены такие же страдальцы, как он сам. Тем не менее суд отказал Рамону в этом праве, заставив его в итоге уйти из жизни при помощи друзей, которые, таким образом, стали в глазах общества соучастниками убийства. Об этом несколько лет назад испанские документалисты сняли фильм "Осужденный на жизнь". Теперь вот пришло время игрового кино - уж больно это, согласитесь, драматичный, цепляющий за живое сюжет.
Режиссер фильма Алехандро Аменабар в целом следует жизненной биографии Рамона Сампедро, но идет дальше. Он тщательно погружает зрителей в жизненную реальность, окружающую Сампедро. Заставляет неторопливо вглядеться в иссушенное страданием лицо старшей сестры героя, на котором лежит тень непреходящей усталости, ведь именно она на протяжении многих лет днем и ночью присматривает за Рамоном. Предлагает вслушаться в доводы католического священника - тоже обездвиженного, как и Рамон, но стоически призывающего пройти до конца скорбную жизненную юдоль. Приводит доводы родственников и друзей Рамона, среди которых есть и горячие сторонники эвтаназии, и ее столь же яростные противники. Наконец, дает возможность познакомиться поближе с самим героем (его роль блистательно исполняет актер Хавьер Бардем, игравший до того сплошь плейбоев), который к концу фильма покоряет зрителей цельностью своей богатой натуры, неординарным умом, изящным чувством юмора, и, как ни странно, огромным жизнелюбием.
Но в том-то и состоит драма Рамона Сампедро: будучи наделенным от природы всевозможными талантами, яркой фантазией (чего стоят его воображаемые полеты над холмами и равнинами прекрасной испанской земли), тонким восприятием красоты, в том числе и женской, он не хочет жить подобно растению, довольствуясь ничтожно малым. Он физически и нравственно страдает от того, что не может, к примеру, колоть дрова, ездить на велосипеде, гладить по голове детей... И потому выбирает смерть, влюбив для этого в себя женщину (по логике фильма и логике центрального персонажа такое вполне возможно), которая поднесет к его губам стакан с давно заготовленной отравой.
Классический сюжет искусства - любовь сильнее смерти - фильм словно выворачивает наизнанку. В представлении героя (а именно его глазами мы начинаем смотреть на события фильма) истинная любовь та, что способна подарить страдающему возлюбленному не жизнь, а алкаемую им смерть. Режиссер не разделяет такую необычную "формулу любви", но и с ходу не отвергает ее. Его задачей было привлечь внимание вдумчивых зрителей к этой непростой жизненной драме, к проблеме эвтаназии, к философским проблемам человеческого бытия. И режиссер со своей задачей замечательно справился, поставив глубокий, горький, дискуссионный и очень человечный фильм, который взбудоражил общественное мнение во многих странах мира и, как мне представляется, в высшей степени заслуженно получил "Оскар".
Характерно, что "Оскар" за лучший англоязычный фильм завоевал замечательный американский актер и режиссер Клинт Иствуд, поднимающий в своей последней работе - "Малышке на миллион долларов", которая чуть ранее прошла в нашем прокате, - те же проблемы жизни и смерти, истинной и мнимой любви, божественной природы человека... Как ни крути, это главные темы мирового искусства на протяжении многих столетий, и оскаровские академики, которых принято поругивать за банальные, недалекие решения, на самом деле абсолютно адекватно оценили эти серьезные, глубокие произведения. И по сути, позорно в этом контексте поступили мы, отправив на "Оскар" "Ночной дозор" - компьютерные "страшилки" про вампиров, в которых, помимо всего прочего, торжествует полная концептуальная и мировоззренческая каша, ведь в финале фильма главный герой - маленький мальчик, ищущий себя в жестоком кровавом мире, - выбирает сторону Темных сил. Ничего, кроме недоумения, такое кинематографическое послание из России вызвать у американских академиков не могло по определению. Теперь, после вышедших на наши экраны "оскароносных" лент, мне, как и многим другим, это абсолютно ясно. Появилась ли такая же ясность у членов Российского оскаровского комитета - вот в чем вопрос...