ПЕРЕДАЧА МЯЧА
Баскетболист, не умеющий ловить и передавать мяч, не может считать себя хорошим игроком.
Ловить мяч можно и нужно уметь одной и двумя руками: на месте, во время бега, в прыжке с отскоком от пола.
При ловле мяча двумя руками их следует вытянуть вверх, как бы навстречу летящему мячу. Кисти рук не закрепощать - они образуют как бы чашу и ловят мяч. Локти чуть сгибаются, пальцы амортизируют, подтягивая мяч к туловищу.
В этом элементе техники мы заметно проигрываем американцам. Мяч при ловле словно прилипает у них к рукам, и выбить его очень сложно. Наши высокие игроки при ловле обычно не прижимают мяч рывком к корпусу, держат мяч вяло и дают его выбивать из рук.
При ловле одной рукой мяч следует цепко перевести на две руки и прижать к груди и моментально быть готовым к передаче. Игроки, умеющие разнообразно и точно адресовать мяч партнеру, высоко ценятся в баскетболе.
Пасовать следует над головой оппонента так, чтобы он не смог помешать передаче. Особенно это важно "плеймейкеру" - разыгрывающему. Ведь мало видеть свободного игрока-партнера, нужно быть готовым в любой момент к передаче.
Рекомендую отрабатывать передачи индивидуально у стены, при этом сначала двумя руками, затем левой и правой рукой, а также сбоку, снизу, от головы, с отскоком от пола. Все эти передачи можно тренировать в парах, тройках, четверках, пятерках, а также с одним и двумя мячами - в прыжке, на месте, в движении, с сопротивлением, с обманными движениями перед передачей (в кругу, в квадрате и в треугольнике).
Есть специальные упражнения для центровых игроков в положении стоя лицом к щиту, ловя от щита подряд 10-15 мячей. После чего следует пас в отрыв через все поле с сопротивлением. Тренировать передачи можно, используя различные положения: сидя, лежа, стоя, на коленях, спиной, боком.
Целесообразно сочетать тренировку передач с работой над выносливостью на беговой дорожке, на футбольном поле в разных сочетаниях - в парах, тройках, пятерках, с наименьшим количеством передач или наоборот - с передачей из рук в руки. Возможности для фантазии в подобных тренировках безграничны.
ВОТ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ:
1.Двумя руками от груди. Кистевая передача ее сила зависит от силы пальцев рук и правильного сочетания, сгибания и разгибания в локтевом и тазобедренном суставах. Чаще всего применяется без активного сопротивления защитника, так как легко перехватывается.
2.Одной рукой от груди. То же движение, но оно заканчивается хлестким резким движением кисти. Это более сильная передача, и она очень сложна для перехвата мяча. Зачастую это "голевая" передача. Советую тренировать индивидуально у стены, а также в парах, тройках, четверках, пятерках с сопротивлением.
3.Передача одной рукой от плеча. Применяется и при более длинном расстоянии от партнера, часто через все поле, во время контратаки. Рука с мячом отводится назад, согнута в локте для замаха. Туловище отводится назад вправо или влево. Вес тела при этом переносится на противоположную ногу, движение кисти руки придает точность и скорость полету мяча.
4.Передача двумя руками сверху. Чаще всего применяется высокими игроками после ловли мяча от щита, с тем чтобы быстро, не опуская рук, сделать передачу. Либо длинную и сильную передачу убегающему игроку в отрыв, либо одному из разыгрывающих для ведения мяча в контратаку.
Поймав мяч от щита, высокий игрок приземляется на чуть согнутые ноги чуть шире плеч, удерживает мяч вверху на чуть согнутых в локтях руках и кистями двух рук пасует мяч партнеру. Очень важно научиться прыгать и ловить с поднятыми вверх руками, иначе пока игрок поднимет руки вверх, теряется драгоценное время. Виртуозно выполняли быструю ловлю от щита и добавки мяча в кольцо наши знаменитые мастера Алжан Жармухамедов, Сергей Тараканов, Виктор Панкрашкин. Все они шли на подбор мяча с поднятыми вверх руками, готовые к броску.
5.Передача мяча сбоку или крюком (с отведением пасующей руки назад, а также сверху через плечо).
Применяется для длинного сильного паса через все поле убегающему партнеру для контратаки. Кисть руки гарантирует точность передачи, а мяч слегка закручивается по часовой стрелке. Следует помнить, что при потерях мяча в большинстве случаев виноват пасующий: либо он не рассчитал силу своего паса, либо не определил скорость партнера, либо просто дал неточный пас. Поэтому тренировка передач необходима и в движении, и при сопротивлении, и в состоянии утомления.
6. Передача мяча снизу одной рукой. Она удобна после завершения ведения. Поймав мяч двумя руками, отведите пасующую правую или левую руку назад и кистью руки направляйте мяч в сторону партнера. Можно не брать мяч в две руки, а одной рукой, чуть отведя ее назад, поймать отскочивший от пола мяч и сделать передачу.
ЧАСТО ЕЕ ПРИМЕНЯЮТ ПОД РУКОЙ ЗАЩИТНИКА.
7.Передача мяча из-за спины. Она более сложна в техническом исполнении. Вначале ее следует тренировать, стоя боком у стены, или с партнером. Обращаю особое внимание на точность и силу паса. Затем советую отрабатывать прием лицом к стенке - с захлестом кисти через спину с широкой амплитудой движения руки. Вращение мяча вокруг корпуса, ног, головы способствует освоению этой передачи из-за спины. В игре она применятся как скрытая от соперника
Следует овладеть обманными передачами во всех вариантах, а затем довести их до автоматизма. Обязательно мастерство передачи сочетается с видением поля, своих партнеров и соперников. Это дает возможность предвидеть возможные перехваты мяча соперниками, оценивать ситуацию на поле периферическим зрением, стараясь не смотреть на партнера, кому адресуется передача. Красота движения при передачах, их точность и сила - вот критерии технического мастерства в этом компоненте игры.
Тренировать передачи - не столь уж эмоциональное занятие, как броски или игра. Но у тренера должно быть в арсенале множество упражнений с различными передвижениями, перестроениями в игре парами, тройками, четверками, пятерками.
ДРИБЛИНГ
Баскетболисты любого амплуа, на мой взгляд, должны владеть в совершенстве ведением мяча. Однако игроки, которые выполняют роль разыгрывающего дирижера команды, в особой степени ценятся за свое искусство дриблинга.
При дриблинге у игрока колени согнуты, корпус немного наклонен вперед, но голова и плечи держатся прямо. Особенно важно учесть, что баскетболист контролирует мяч широко расставленными пальцами, но не ладонью. Рука, ведущая мяч, не должна быть закрепощенной, однако пальцы жестко давят на мяч, чтобы соперник не отнял его.
Вести мяч необходимо таким образом, чтобы игрок мог быть готовым в любой момент сделать передачу, остановку или совершить бросок. Ведение может быть на разном уровне: высокое, низкое. Советую новичкам совершенствовать дриблинг на месте, шагом в медленном темпе, а также на скорости, с изменением направлений, левой и правой рукой.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДРИБЛИНГА:
1.Ведение мяча на месте и в движении левой и правой рукой по прямой линии с изменением высоты отскока и направления.
2.Ведение мяча вокруг ног, а затем вокруг одной ноги - левой и правой.
3.Максимальное низкое ведение попеременно левой и правой рукой.
4.Ведение одним и двумя мячами с прыжками на одной или двух ногах (вперед, назад).
5.Ведение с крестным шагом вперед и назад.
6.Ведение с поворотами в обе стороны, с переводом мяча за спину.
7.Ведение с сопротивлением соперника или двух соперников с одним мячом и с мячами у каждого игрока.
8. Ведение с бросками и с сопротивлением.
9. Ведение на беговой дорожке через легкоатлетические барьеры, начиная с 3-4 барьеров, доводя до 10-15. Сначала лицом, потом боком и спиной.
10. Тренировка на легкоатлетической дорожке на скорость в парах, тройках с низкого и высокого старта, а также старта спиной к лежащему на земле мячу.
11. Игра в салочки с мячами один на один - у каждого мяч.
И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ СОВЕТОВ
Без явной необходимости не следует водить мяч, оцени ситуацию и помни, что передача всегда быстрее ведения.
Не заводи мяч в угол площадки, к боковым и лицевым линиям.
Научись укрывать мяч от соперника свободной рукой, ногой, плечом, корпусом.
Научись водить два мяча одновременно и попеременно, с поворотом, с дриблингом под ногой. Центровые, которые неумело водят мяч, не прикрывают его при дриблинге свободной рукой, корпусом, не могут использовать проходы к щиту при плотной опеке. И не в полной степени уверенно играют вдали от щита, чем снижают тактические возможности свои и команды в атаке.
ЛОЖА VIP
Владимир СПИВАКОВ, народный артист СССР, создатель знаменитого ансамбля "Виртуозы Москвы", в прошлом боксер:
- Сегодняшние мастера баскетбола владеют мячом так же виртуозно, как мы, музыканты, - смычком скрипки. И те, и другие доставляют нам истинное наслаждение. С юных лет я чувствовал тягу к спорту, много времени и сил уделял тренировкам на ринге. И при этом сумел уберечь от травм пальцы, о которых беспокоились мои преподаватели музыки.
Но в самой большой степени я благодарен спорту за то, что он помогает и мне, и другим людям чувствовать себя полноценной личностью, умеющей постоять за свою честь, достоинство. Однажды ночью в Париже на меня напали сразу три хулигана-вымогателя. Деньги были спрятаны в моей скрипке. А главное - рядом со мной была моя жена. Вот тут я и вспомнил все свои тренировки на ринге. Получив несколько хлестких ударов, грабители с позором бежали. А когда мы вернулись в отель, жена сказала мне: "Я тобой горжусь..." Поверьте, эти слова дорогого стоят.