Некоторые СМИ уже поспешили назвать предлагаемые поправки в первую (ныне действующую) часть Налогового кодекса чуть ли не революционными. Правда, при этом обращают свой взор на в общем-то не такие уж и принципиальные вещи.
Например, замминистра финансов Сергей Шаталов почему-то акцентирует внимание на малоактуальной проблеме так называемого "резидентства налогоплательщика". Дескать, такие богачи, как Владимир Гусинский, являясь гражданами России, не платят налогов потому, что проживают за границей более 183 дней в году.
По иронии судьбы в день пресс-конференции Сергея Шаталова апелляционный суд итальянского города Модена приговорил знаменитого тенора Лучано Паваротти заплатить налоговому ведомству страны штраф в размере 5,1 млн. евро. Итальянские налоговики обвинили суперзвезду примерно в том же, что инкриминирует Шаталов нашим толстосумам. Паваротти представил неполные данные о своих доходах за 1989 и 1991 годы и объяснил это тем, что постоянно проживает в княжестве Монако и не обязан платить в Италии все налоги. В то же время семья певца продолжает жить в Модене, и там же находится его фирма.
Шаталова бы туда - вмиг Паваротти все и заплатил бы. Чиновник Минфина всерьез считает, что если "перейти от принципа по срокам проживания в России к принципу определения резиденства по подходу к России в качестве центра жизненных интересов налогоплательщика" (цитата по ИТАР-ТАСС), то тому же Гусинскому ничего не останется, как платить налоги до копеечки. Перевожу теперь на русский: платить российские налоги должен будет тот, кто имеет жилье в России и ведет здесь экономическую деятельность.
Словом, с точки зрения популярности у обывателя, Минфин здесь явно попал в десятку. То же можно сказать и о предполагаемой модификации шкалы подоходного налога. Согласно проекту, подоходный налог по ставке 12 процентов предлагается взимать с годового дохода не менее 100 тысяч рублей, 20 процентов - не менее 300 тысяч, а 30 процентов - не менее 600 тысяч рублей. В настоящее время эти ставки применяются к суммам соответственно 50, 150 и 300 тысяч рублей. Правда, кто знает, что будут означать эти цифры через год, а тем более через два? Что революционного в простом изменении шкалы - не понятно.
За рекламной шумихой вокруг нового проекта может скрываться совсем иное: попытка отнять у налогоплательщика его кровные права. Например, по некоторым данным, поправки Минфина предусматривают отмену презумпции невиновности налогоплательщика, которой он сегодня обладает. Если этого удастся добиться, то не налоговики будут обязаны доказывать вашу вину, а вы им свою невиновность. К чему это приведет, объяснять, думаю, не надо.
Элемент революционности в шаталовском проекте все же имеется. По мнению разработчиков, предлагаемые поправки в первую часть Налогового кодекса не позволят нефтяным компаниям уклоняться от налогообложения путем трансфертного ценообразования, то есть посредством продажи сырья по заведомо заниженной или завышенной цене.
Возникший в последние дни вокруг налоговой реформы ажиотаж свидетельствует о том, что проблема назрела. Но все-таки решать ее надо не торопясь, обдуманно. Сколько лет ждали - подождем еще месяц-другой.