В России создана Ассоциация настольных игр
На днях главы трех спортивных федераций — бриджа, нард и древнейшей игры го — подписали соглашение о создании в России Ассоциации настольных игр. И объявили о том, что нынешним летом в Московской области состоится первый в стране фестиваль настольных игровых видов спорта. Самое время поговорить с вице-президентом Российской федерации го Натальей КОВАЛЕВОЙ — между прочим, 13-кратной чемпионкой Европы.
— Наталья, хотел для начала предложить вам партию в го, но боюсь осрамиться. Вы — чемпионка, а я только постигаю азы этой древней игры. А каков расклад сил в вашем виде спорта?
— Почти все сильнейшие в мире мастера го — представители Китая, Японии и Южной Кореи. Там проводится с десяток крупнейших профессиональных турниров — их можно сравнить с «Большим шлемом» в теннисе. Победители получают призы в несколько сотен тысяч долларов. Их считают чемпионами мира. К примеру, корейца Ли Седоля, который первым из титулованных игроков го проиграл матч компьютеру, представляли 17-кратным чемпионом мира. Хотя на самом деле он выиграл 17 крупнейших профи-турниров.
— А сколько профессионалов в России и в мире?
— В Азии сотни тех, кто зарабатывает игрой в го. У лучших из них заработок превышает миллион долларов в год. Среди россиян трое настоящих профи. Но из-за пандемии наш лидер Илья Шикшин лишился возможности играть в международных турнирах и начал больше времени уделять преподаванию. Из европейцев восемь человек были профессионалами до пандемии, сейчас тоже включились в тренерскую работу.
— Где в России учат вашей игре?
— Есть частные уроки. Секции го работают в государственных спорт-школах, самая успешная из них находится в Казани. Секции го существуют при Дворцах творчества почти во всех крупных городах России, так что нас не так уж мало.
— Можно ли научиться го, играя с компьютером?
— С помощью нейросети в 2016 году внедрили программу AlphaGo, и тогда компьютер смог победить сильнейшего человека в го, тогда как в шахматах это произошло раньше, еще в 1997-м. Появились программы, комментирующие каждый ход. Однако для успешной подготовки к соревнованиям необходимо играть против живых людей. Человеку, в отличие от компьютера, свойственно ошибаться. Выигрывает тот, кто делает ошибок меньше. Кроме того, это интереснее и эмоциональнее. В го пока нет тотального смещения от классического формата к блицу, как это случилось в шахматах. Тенденция такая наметилась, но лишь в телевизионном формате — 30 секунд на каждый ход. Еще блиц популярен в интернете. Крупные же профессиональные турниры проходят в классическом жанре. Раньше матч мог затягиваться на полгода, сейчас все происходит в течение одного дня. Сама игра го задумана в расчете на долгую борьбу — доска не 8×8, как в шахматах, а 19×19, и гораздо больше на ней «камней», чем в шахматах фигур.
— Коснулись ли наших мастеров игры в го международные санкции?
— Мы входим в Европейскую федерацию го, а там пока россиян не пускают в турниры даже в нейтральном статусе. Международная и Азиатские ассоциации тоже не приглашают россиян. Мы постоянно пытаемся проводить переговоры о возвращении наших на международный уровень. Один на один иностранные представители мне говорят: «Да, неправильно вводить дискриминацию по паспорту». Но на официальном уровне на наши письма и запросы не отвечают, на заседания и комиссии не приглашают. Президент Европейской федерации — австриец. В исполком входят француз, румын, хорват, киприот. Китайцы к нам доброжелательнее других, но осторожничают.
— Женщины играют в мужских турнирах?
— У меня в России и в Европе из всех турниров 90% были мужскими. Китаянка Руи Найвеи даже выигрывала крупный титул, обыграв сильнейших мужчин. Но такое соперничество непросто дается. Партия длится пять — семь часов. Мне шахматистка Александра Костенюк как-то рассказывала, что за одну напряженную партию теряла до трех килограммов веса, хотя она изящного телосложения. В го аналогично...