Наши репортеры постояли у памятника полководцу и прошлись по Чертову мосту
Кто из нас не знает знаменитое суриковское полотно «Переход Суворова через Альпы»? В нынешнем году исполняется 220 лет известному итальянскому походу под началом Александра Васильевича. В честь предстоящей даты наши репортеры прошли-проехали по следам Суворова и его войска. Интересное вышло приключение!
«Такси до Сен-Готарда вызывали?» — таким вопросом встретил нас водитель микроавтобуса у железнодорожной станции Андерматт, куда мы приехали на поезде из Цюриха. Подмывало, конечно, ответить фразой из комедии Гайдая: «Наши люди на такси в булочную не ездят». Но вряд ли таксист видел «Бриллиантовую руку». Да и преодолеть 13 км до перевала Сен-Готард, расположенного на высоте 2091 метр, по-другому не получится: автобусное движение на этой трассе прерывается с осени до весны из-за снегопадов и лавин. А тогда, в 1799-м, у суворовского войска выбора просто не было...
И вот, с полчаса попетляв по серпантину среди горных вершин, окруженных альпийскими лугами, мы оказались на перевале, расположенном в Тичино — единственном швейцарском кантоне, где говорят по-итальянски. 220 лет назад русские войска, двигавшиеся из Италии после ряда блистательных побед, взяли перевал. В память о том походе на скале застыла скульптура Суворова. Ее воздвигли 10 лет назад, и это единственный памятник иностранному военачальнику во всей Швейцарии, уже более 200 лет придерживающейся политики нейтралитета. Разрешение на его установку — дань уважения, которое швейцарцы испытывают к русскому полководцу.
Скульптор Дмитрий Тугаринов изобразил Суворова сидящим на лошади, ведомой монахом-капуцином. Почему монахом? Еще в Средние века на перевале обосновались капуцины, основавшие обитель-приют, где могли останавливаться паломники, купцы и странники. И каждый из них мог рассчитывать на короткий отдых у монахов, живших на берегу горного озера. Зимой они с верными сенбернарами приходили на помощь застрявшим в снегах путникам...
Кстати, у здешнего памятника мало общего с другими монументами полководцу — например, со стоящим на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. На перевале Сен-Готард перед нами пожилой уставший человек с похудевшим лицом и впалыми щеками. Он не выглядит героем-победителем, но это ничуть не умаляет его заслуг. В 70-летнем, весьма преклонном для того времени возрасте, менее чем за год до своей смерти, Суворов сумел спасти армию, оказавшуюся в крайне тяжелом положении из-за бездарности союзников.
Монахов на Сен-Готарде давно нет. Овладевшие перевалом после ухода Суворова французы в отместку сожгли монастырь. Многочисленных туристов здесь до сих пор встречают в небольшой гостинице с ресторанчиком. Правда, останавливаться в горном отеле решается не каждый, не все в состоянии долго переносить высокогорье. Что же касается приюта-монастыря на Сен-Готарде, то его недавно отреставрировали, но пока он пустует. Неподалеку от приюта, у самой дороги расположена часовня-усыпальница с захоронениями русских и французских солдат. На каменной кладке отчетливо выступают цифры: 1799. Растительности на Сен-Готарде никакой, только вода, камни и прозрачная голубая высь.
С погодой нам повезло. А вот Суворову нет. На картинах, посвященных его пребыванию на перевале, полководец изображен стоящим в снегу. Тогда был сентябрь... В конце 1990-х на Сен-Готард поднялись полсотни суворовцев, воспитанников Московского военно-музыкального училища. Спонсоров той акции нашел меценат, большой друг нашей страны барон Э.А. фон Фальц-Фейн. С тех пор поездки суворовцев стали регулярными: в нынешнем году они побывали на перевале в 20-й раз, прошли маршем-дефиле у памятника Суворову.
...Отслужив молебен и разделив трапезу с настоятелем монастыря, Суворов вместе с армией покинул Сен-Готард, начав спуск к легендарному Чертову мосту. По дороге он остановился в селении Хоспенталь, где ночевал в сохранившейся до нашего времени гостинице. Она и сегодня в прекрасном состоянии, напоминает пряничный домик. И вот теперь уже мы из Хоспенталя с терпеливым таксистом устремляемся вслед за Суворовым к Чертову мосту.
В середине 1990-х мы уже посещали этот мост, рядом с которым расположен высеченный в скале 12-метровый памятный крест в честь русских воинов. Его открыли в 1898 году. На кресте начертано: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году».
В 1995-м святое для россиян место посещал патриарх Алексий II, отслуживший панихиду по погибшим. Возле моста стояла придорожная таверна, где удалось купить открытку с портретом полководца, на которой патриарх оставил свой автограф...
Что же касается Чертова моста, то он представлял собой каменную арку, переброшенную через бурный горный поток Ройс. Бой за мост оказался очень жестоким: французы разрушили мост, но русские под невероятным огнем, с огромными потерями сумели по его остаткам перебраться через ущелье Шёлленен. С момента нашего первого посещения Чертова моста прошло 23 года. На сей раз вокруг него никого не было. Таверна оказалась закрытой. Мимо по трассе проносились машины, мчавшиеся в сторону Люцерна и Цюриха. Лишь изображенный на скале красный черт с козленком напоминал, откуда взялось название. Если верить легенде, именно черт помог построить мост через Ройс. Но в обмен он попросил душу первого, кто пройдет по нему. И люди его перехитрили, пустив перед собой козленка. Так и появилось название Чертов мост.
Место это популярно у альпинистов-скалолазов. Вот и мы увидели молодых людей в ботинках с крюками-кошками. Увы, нам с ними не по пути. Согреваемые ярким и совсем не холодным (в отличие от Сен-Готарда) солнцем, мы, расставшись с таксистом, совершили заключительную прогулку от Чертова моста до расположенного примерно в двух километрах Андерматта, откуда высоко в горы уходит к вечным снегам канатная дорога.
Но, спустившись с перевала, мы уже не испытывали никакого желания вновь подниматься ввысь. Хотелось побыть в долине, любуясь смотревшими на нас со всех четырех сторон света горными вершинами. Заодно решили посетить местный музей. Нашли его быстро, ведь через город проходит всего одна широкая улица со ставшим уже знакомым названием Сен-Готардштрассе. Жаль, музей оказался закрыт ввиду окончания туристического сезона. Зато мы увидели табличку, сообщавшую, что здесь находился штаб Суворова. Глядя на нее, еще раз убедились в том, что в Швейцарии умеют хранить память о великом русском полководце.