Как авиакомпаниям справляться с ростом стоимости топлива?
На прошлой неделе в Минфине заседала рабочая группа из представителей Минтранса, Минтопэнерго, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), авиакомпаний «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7), Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Они обсуждали угрозу, которую несет российским авиаперевозчикам лавинообразный рост цен на топливо.
Стоимость тонны керосина в аэропортах московского авиаузла к концу зимы достигла 45-48 тысяч рублей за тонну. В отдаленных регионах из-за сложности доставки к этой сумме добавляются еще 8-10 тысяч. В прошлом году отрасль из-за дорожающего топлива уже пережила значительные финансовые потери. А поскольку авиакомпании, осознавая ответственность за доступность услуг для пассажиров, всячески сдерживали рост цен на билеты, логично ожидать компенсации незапланированных убытков с помощью госдотаций.
Комментируя финансовые итоги 2018 года, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев назвал причины снижения доходов: «Керосин, главная статья затрат авиакомпании, подорожал в прошлом году на 36%. Для нас это означает дополнительные расходы в размере 48 млрд рублей. Вторая потеря — девальвация рубля, поскольку более 50% платежей идет в иностранной валюте».
Крупнейший российский авиаперевозчик запустил специальную оптимизационную программу, позволившую, несмотря на резкое подорожание топлива, увеличить показатель удельной пассажирской выручки на кресло-километр на 4,9%. А в итоге компаниям группы «Аэрофлот» по итогам года удалось получить прибыль, хотя и меньшую, чем ожидалось.
Но в целом по отрасли дела обстоят куда хуже. По оценке экспертов АЭВТ, российские авиакомпании закончили 2018-й с общим убытком по операционной деятельности в 50 млрд рублей. Удельный вес затрат на топливо увеличился до 27%. Положение усугубилось девальвацией рубля, поскольку платежи за лизинг воздушных судов, аэропортовое обслуживание за рубежом и другие расходы привязаны к валютному курсу. Аналитики прогнозируют дальнейший рост стоимости топлива в канун летнего пика перевозок, а значит, неизбежен рост цен на авиабилеты. Тогда как стоимость перелетов и так балансирует на грани платежеспособного спроса.
Авиакомпании не могут работать себе в убыток, они вводят топливный сбор и все время вынуждены его повышать. При этом цена авиабилетов в среднем выросла всего на 2,3%, что почти вдвое ниже даже официального уровня инфляции.
Что делать? Экономить на всем и сокращать издержки? Тут показатели российских авиакомпаний не хуже, а то и лучше, чем у многих западных конкурентов. Топливная эффективность и занятость кресел на высоком уровне. Других резервов у перевозчиков практически нет. Повышение эффективности за счет внутренних резервов не может быть бесконечным.
На долю «Аэрофлота» приходится более 30% рынка, в том числе и прибыльные международные маршруты, позволяющие отчасти компенсировать убытки от перевозок внутри России. Небольшие региональные компании (их в стране около сотни) такой возможности не имеют, и убытки грозят прекращением деятельности. А ведь в провинции именно они перевозят пассажиров на местных авиалиниях в труднодоступных местностях, порой не имеющих другой транспортной связи с миром. Государство частично субсидирует такие перевозки, создает условия для развития социально значимых услуг. Но рост цен на топливо сводит на нет эти усилия.
Президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения о размере компенсации авиаперевозчикам в связи с ростом стоимости топлива — для сдерживания цен на авиабилеты. По оценке Минтранса, объем бюджетных ассигнований на эти цели — 23,18 млрд рублей. Но единовременная субсидия из резервного фонда правительства — «пожарное» мероприятие. А рабочая группа Минфина создавалась для того, чтобы выработать системные, долговременные меры, которые улучшат положение авиакомпаний. Одна из них — регулирование ставки НДС. Пока предложено оставить ее на уровне 10% для рейсов в Москву / из Москвы и обнулить для региональных маршрутов. Это поможет оздоровить финансовое положение перевозчиков.
Но уповать только на такую меру неправильно. Существует механизм возмещения акциза за керосин в соответствии с пунктом 21 статьи 200 Налогового кодекса РФ. Сейчас он рассчитывается по коэффициенту 2,08 и составляет 2800 рублей на тонну. На фоне лавинообразного роста цены топлива эта сумма уже мало что компенсирует. Обсуждаются варианты корректировки налогового маневра. Предложение АЭВТ — повысить до 3,5 коэффициент суммы акциза, увеличив таким образом налоговый вычет.
Только за прошлый год отрасль закупила 9,1 млн тонн керосина на 395,9 млрд рублей, 7,3 млн тонн приобретено у российских поставщиков. При этом рост затрат составил 118,8 млрд рублей. Из них только 18 млрд за счет роста потребления (стало больше рейсов). Остальные — из-за увеличения стоимости топлива.
По словам гендиректора топливо-заправочного комплекса «АЭРО-Шереметьево» Бориса Котова, ТЗК аэропортов не влияют на цены. Они не могут предложить авиакомпаниям значительные скидки, поскольку сами покупают топливо на свободном рынке.
Осенью ФАС озвучивала идею авиакомпаниям самостоятельно покупать топливо не у посредников, а прямо на бирже. Но пока условия для этого не созданы, по факту топливо покупается «у ворот» нефтеперерабатывающего завода. Дальнейшая цепочка — транспортировка, хранение, контроль качества, заправка — это отдельные виды деятельности с устоявшимися стандартами. Каждое из звеньев имеет свою структуру и свою доходность. А в итоге за все расплачивается авиаперевозчик.
В случае, если правительство не предложит срочных мер поддержки отрасли, аналитики предрекают уход с рынка ряда российских авиакомпаний. Альтернатива — добиваться взаимовыгодных условий, приемлемых для всех участников рынка. Гражданская авиация — один из крупнейших потребителей топлива. Это курица, которая несет для бюджета золотые яйца. Плюс она обеспечивает транспортную доступность для населения. Дает возможность роста туризма и смежных отраслей. Но сегодня гражданская авиация в силу не зависящих от отрасли причин оказалась бизнесом, который генерирует убытки.
Очень важно, чтобы в результате всех обсуждений авиаперевозчикам в правительстве не сказали известную фразу: «Денег нет, но вы держитесь».
Виталий Савельев, генеральный директор «Аэрофлота»
— Керосин, главная статья затрат авиакомпании, подорожал в прошлом году на 36%. Для нас это означает дополнительные расходы в размере 48 млрд рублей. Вторая потеря — девальвация рубля, поскольку более 50% платежей идет в иностранной валюте.