Тимур Пономарев - самый титулованный из всех участников 100-километрового забега
Тимур Пономарев из всех участников 100-километрового забега был самым титулованным. Поначалу он бежал чуть ли не в середине забега. Но все зрители говорили: «Это — пока». Однако Тимур и через два и три часа после старта все еще бежал шестым-седьмым. А вышел вперед лишь километров за шесть до финиша, когда Канаев шел пешком и часто останавливался. Финишировал Тимур очень легко, как будто сзади него было не 100 километров, а метров. И разговаривать с нашим корреспондентом он был в состоянии уже через 5 минут после своей победы. Кстати, стартовал Тимур в возрасте 29 лет, финишировал уже 30-летним (старт забега был 2 февраля в 22.30, а финишировал Тимур уже 3 февраля в 6 утра).
— Особо хочу отметить свою жену, которая сегодня совершила настоящий подвиг: постоянно бегала взад-вперед, вовремя подавала мне — то питание, то губку. Кроме того, оказала большую моральную поддержку. День рождения для меня — это положительный фактор. Меня многие поздравили с днем рождения — и до старта, и после финиша. Кто-то поздравлял искренне, кто-то на самом деле желал неудачи. Но им я тоже благодарен: я собрал все силы в кулак и смог победить вопреки многим фактором против меня, и это еще больше укрепило мою волю и подготовила к следующим тяжелым испытаниям. Мне сейчас было так тяжело, что хотелось сойти. После шести часов я был пятым, а на сотне — первым. Такого в истории сверхмарафонов не было никогда. Очень сильный темп сначала задавал Яналов, что было предсказуемо. Потому что на 100 километров у него всегда идет неудачно: лишь один раз добежал до конца и показал высокий результат — 6 часов 26 минут, а обычно сходит с дистанции. Канаев вообще показал себя настоящим стойким бойцом. Без преувеличения — героем.
Мой сегодняшний результат 7 часов 23 минуты я никак не оцениваю — он очень слабый. Здесь много факторов, которые ухудшают результат. Круг не легкоатлетический — по виражу бежишь больше, чем по прямой. Во-вторых, участники бегут разным темпом, постоянно натыкаешь на тех, которого обогнал на круг. То приходится тормозить, то обегать по второй дорожке. Третий фактор — очень душно. Нет свежести, которая на открытом воздухе.
— В какой момент ты понял, что выиграешь?
— Еще за 10 км до финиша впереди меня были Верендякин и Никаноров, который н отметке 6 часов показал великолепный результат — 86 километров, и ему очень обидно, что не заявился на 100 км. Но он до старта предупредил меня, что не бежит 100 км. «Минус один» — сразу отметил я про себя. Иначе именно он выиграл бы сегодня. Канаев так быстро начал, что трудно было ожидать Он мастер спорта по спортивной ходьбе. Я ожидал, что он «врежет». Но Канаев превзошел мои ожидания. На отметке 6 часов у него тоже был хороший результат, и если бы не травма ноги, он на сотне был бы первым. Дубченко на отметке 6 часов был третьим. Но психологически он на этой отметке всего себя отдал. Когда я увидел его лежачего, я просто поразился. Потом он все-таки поднялся, пытался разбежаться. Но что-то у него не пошло.
— Чем для тебя принципиально отличает суточный бег от дистанции на 100 км?
— Если на 100-километровой дистанции терпишь и бежишь через «не могу» лишь последние три часа, то на суточном беге — всю вторую половину суток. А моя основная дистанция — суточный бег. Есть Ларкин, недавно появился Лысый. Они бегут 100 километров лучше меня. Еще есть несколько человек, которые примерно равны мне по силам.
— Когда у тебя следующий старт?
— В мае. Но если в мае даже я не буду стартовать в суточном беге, в Москве все равно буду, там и пообщаемся.
— То, что вы не выступаете на международном уровне, не отразилось на зарплате?
— Здесь вопрос не только финансовый, но и психологический. Вот если бы мне сказали, что в конце мая еду на чемпионат Европы по суточному бегу, я бы все дела бросил и полностью сосредоточился бы на тренировках. А тут... то на заводе дела, то еще что-то. Да и на тренировках, как ни стараюсь, все равно не могу настроиться на полное самоотречение. Получается, что готовлюсь лишь к нашим внутренним российским разборкам. Происходящее вообще лишает смысла во многом. Чемпионат и Кубок России должны быть отбором на международные старты. А тут: составляют списки, которые в конечном счете ничего не значат. Пока нас никуда на международные соревнования выпускать не собираются.
Сейчас ввели понятие «нейтральные атлеты» — по олимпийским дисциплинам легкой атлетики. Их включили в пул, и ИААФ их рассматривает как будущих участников чемпионатов Европы и мира. А сейчас я очень переживаю за лидеров сборных по зимним видам спорта, которых «не пригласили» на соревнования в Пхенчхан. Сдали огромное количество допинг-проб, а их все равно не пускают. Так что я сейчас в повышенным нетерпением жду допуска на международные старты, и буду мотивирован вдвойне. Потому что ценность каждой российской медали возросла. И каждый наш спортсмен просто ожесточен. И вот уникальное событие — когда CAS оправдал перед МОК сразу 28 наших ведущих атлетов из зимних видов спорта, стал переломным — словно перед нами мелькнул лучик света. Появилась надежда, что всё начнет возвращаться в старое русло. Ну, если даже не в этом году, то хотя бы в 2020 или 2021, чтобы мы могли выступать не в нейтральном статусе, а по-человечески — есть, под своим российским знаменем. Чтобы каждый из нас бежал не сам за себя, а представлял нашу страну.
— Всем известно, что ты регулярно публикуешься как поэт. Что-то можешь процитировать из последних стихотворений на спортивную тему?
— Да вот, сочинил прямо перед началом этих соревнований. Даже на бумагу не успел записать:
Ночная смена на заводе
АО «ВЗПП-Микрон».
Я вновь не сплю, я весь на взводе
Под гул машин со всех сторон.
Всего 4 дня до старта.
Начальник мой мне спутал карты:
Сказал, что мне БС не даст,
Пока не принесу приказ.
Когда работал я в «Сибуре»,
Немыслим был подобный бред,
И жизнь моя не знала бури.
И я тогда не мог понять -
Зачем мне на судьбу пенять?
— Тимур! А что такое «БС» ?
— Отпуск без содержания. Да, даже БС сейчас мне не хотели давать! Требовали, чтобы я принес приказ из всероссийских организаций. Пришлось идти к Воронежским властям, с ним поговорили, и он отпустил по БС. А иначе мне просто оформили бы прогул. На работе я — оператор фотолитографии. Занимаюсь нанесением на пластины светочувствительных элементов для микроэлектронных плат.