И день и ночь крутить педали

Группа из четырех велосипедистов собралась преодолеть маршрут от Москвы до Владивостока за 14 дней

Это достижение должно войти в книгу рекордов Гиннеса в качестве мирового рекорда.

Участники этого уникального велотура – австрийцы Андреас Закс, Геральд Мозер, Роберт Ланг и Михаэль Штрассер. Все четверо – велосипедисты высокого класса. И впервые подобная идея – пересекать материки в экстремальных условиях – у этой команды зародилась во время соревнований в США в 2009 году. Тогда в профессиональной многодневке, пересекавшей североамериканский континент в самой его широкой части, австрийская команда заняла второе место.

После этого Андреас Закс и Геральд Мозер пересекли Австралию. Они показали невероятный результат: 4 тысячи километров преодолели за 4 суток и 20 часов.

Сейчас австрийские велогонщики готовятся к путешествию по России. Причем по многим направлениям. Как по части физической формы, так и сбору и анализу информации об особенностях трассы будущего путешествия. 

Именно за этим и приехал в Россию за полгода до начала многодневки Андреас Закс — самый опытный из четверки велосипедистов. Другой важный персонаж мероприятия — главный менеджер проекта Пауль Брук — большую часть своей трудовой деятельности проводит в России. Так что корреспонденту «Труда» удалось узнать о подробностях планов из первых рук.

— Первоначально планировался проект «Пересечение Азии», то есть от Урала до Владивостока. — сообщил Пауль Брук «Труду». — Но потом участники решили в виде разминки... А если серьезно, в качестве дополнительного вызова прибавить участок Москва — Пермь — Екатеринбург. Далее маршрут пройдет через Омск, Томск, Новосибирск, мимо Иркутска вдоль озера Байкал через Улан-Удэ, затем более 2 тысяч км вдоль китайской границы через Читу и Хабаровск. Финиш велопробега — на острове Русский.

— О России за ее пределами сложено много мифов, но на самом деле в вашей стране жизнь не так плоха, как многие привыкли думать, — продолжает рассказывать Пауль Брук. — И в то же время, много фактов о России просто неизвестны. Например, дороги вдоль транссибирской магистрали не так уж плохи, как принято считать. Я это заявляю, достаточно хорошо изучив вашу страну. Ведь это было необходимо для столь ответственного путешествия. Телефонная мобильная связь доступна вдоль всего маршрута. Даже в самых мелких поселках имеется интернет — в гостиницах в большинстве случаев есть бесплатный вай-фай.

Наших четырех велосипедистов на пяти внедорожниках будет сопровождать команда ассистентов из 14 человек, включая одного запасного гонщика, а также штурмана, механиков, врача, психотерапевта и даже съемочной группы и журналистов. Все они австрийцы, но большинство из них имеют опыт работы в России.

— Расскажите о режиме работы велосипедистов во время этой гонки.

— Четверка разобьется на два дуэта. И эти дуэты будут делить сутки ровно на две составляющие. Первая двойка будет работать с часу ночи до 13.00. Каждый из двух гонщиков будет двигаться на своем велосипеде в одиночку, сменяя друг друга каждый час. То есть каждый за сутки отработает шесть смен по одному часу с перерывом в один час. С 13.00 до 01.00 первая двойка отправится отдыхать на автомобиле в гостиницу, и ее сменит вторая. Подробный анализ ситуации показал: при подобном ритме каждый из гонщиков может рассчитывать на отдых в гостиничной койке длительностью в 4–5 часов, остальные периоды отдыха они будут стараться дополнительно «ловить» во время езды в автомобиле, сопровождая действующего на трассе гонщика. Гостиницы, в которых наши гонщики планируют свой короткий отдых, располагаются вдоль трассы на расстоянии 700 км друг от друга. А старт этого велопробега состоится 1 августа на Красной площади.

После беседы с менеджером проекта корреспондент «Труда» задал несколько вопросов ведущему велогонщику группы Андреасу Заксу.

— Каковы до сей поры были самые экстремальные ситуации в ваших предыдущих велопробегах?

— В Австралии мы попадали в 45-градусную жару, в США — в затяжные дожди. И это нас не останавливало. Россию мы преодолеем, конечно, не в самый тяжелый для путешественника период. Тем не менее в районе Новосибирска нас будут ждать перепады температур от плюс 35 градусов и до нуля.

— Каким образом пройдет ваша физическая подготовка?

 Она уже идет. Вся наша команда — спортивные люди, и тренируемся мы круглый год. В течение зимы мы постоянно бегали лыжные кроссы и ходили в тренажерные залы. А сейчас начнем более специализированную подготовку. Всего за оставшиеся пять месяцев мы собираемся преодолеть на велосипедах более 15 тысяч километров в разных климатических условиях. А незадолго до вылета в Россию в качестве репетиций проедем по маршрутам Вена — Монако и Вена — Париж. Мы уже знаем, что после Красноярска нас ждут очень непростые горки. Так что альпийская подготовка нам не помешает.

— По пути во Владивосток какие-то встречи вам будут устраивать?

— Да, но с учетом нашей погони за скоростью эти мероприятия будут краткими. Я знаю, что города, которые мы будем проезжать, имеют прекрасные спортивные и культурные традиции. Так что у нас запланированы по ходу гонки встречи с журналистами и представителями культурной и спортивной общественности Хабаровска, Улан-Удэ и некоторых других городов. Но, за исключением Владивостока, они по понятным причинам будут очень скоротечными.

— Как собираетесь питаться по ходу этого велопробега?

— Помимо наличия собственного богатого опыта участия в аналогичных мероприятиях, нам будут помогать врачи. Питание должно быть сбалансированно. Калорийным (более 8 тысяч килокалорий в сутки), и в то же время — пища должна легко и быстро усваиваться. Достаточным должно быть количество витаминов, белков и клетчатки.

— А что будет после пересечения России? Дальше в будущее вы заглядывали?

— Да, мы планируем в 2015 году проехать через всю Европу по одному из самых сложных маршрутов. В 2017 году пересечем Африку.

Россияне ехали этим маршрутом 34 года назад. Значительно дольше

Признаться: корреспондент «Труда» к этому планируемому австрийцами экстремальному пробегу имеет и дополнительный интерес. По причине, можно сказать — личной. Дело в том, что друг моей юности Александр Калинин, с которым я во время учебы в МАИ провел четыре года в одной комнате общежития, сам участвовал в подобном пробеге — тоже на велосипедах от Москвы до Владивостока. Калинин преодолел маршрут Новосибирск — Владивосток в далеком 1979 году вместе со своим товарищем по учебной группе МАИ Валентином Локтевым. А Локтев за два года до того (1977) проехал от Москвы до Новосибирска ровно за месяц с другим напарником — Вячеславом Помигаловым. То есть Валентин весь маршрут, на который нацелились сейчас австрийцы, преодолел за два приема, в течение двух летних отпусков, суммарно — за три месяца. Причем если Локтев к тому времени был умелым велосипедистом и даже имел опыт выступлений в велогонках, то Калинин не выполнял даже третьего юношеского разряда в этом виде спорта. Летом 1978 года они осилили маршрут Москва — Сухуми, а в через год поехали от Москвы до Владивостока. Нашим нынешним героям-австрийцам они уступали не только в спортивной готовности, но и качестве экипировке. И вот по воспоминаниям Александра Калинина о том путешествии спустя 35 лет после него мы постараемся провести параллель между двумя экстремальными велопробегами:

— Ехали мы не на гоночных велосипедах, а на туристических. То есть они имели переключение скорости, но колеса их были «обуты» не в однотрубки, а в шины с камерами. Весь свой груз — ватные спальные мешки, брезентовую палатку, пенопластовую подкладку (нынешних легких туристских ковриков в то время мы не знали), посуду мы везли на себе, в подсумках, закрепленных над задними колесами. Всего каждый из нас вез около 30 кг груза. Когда получали прокол, отвинчивали колесо, вытаскивали шину и ставили на резиновом клее заплатку. После красноярского края пришлось задуматься о смене покрышек. С трудом удалось найти замену в магазинах Иркутска. Стараясь совместить предусмотрительность со стремлением экономить в весе багажа, некоторые детали экипировки мы заранее выслали себе по почте на главпочтамт Читы. И все это нам очень пригодилось. И сделаю еще важное уточнение: в те годы большого куска шоссейной дороги просто не существовало. Так что около 1100 км от поселка Чернышевский и до станции Ерофей Павлович (это не доезжая Благовещенска) нам пришлось преодолеть на поезде. Австрийцам, по сравнению с нами, этот участок добавится. Но в некоторых местах покрытие шоссе значительно улучшилось с того времени, а сама магистраль кое-где «выпрямлена».

— Знаменитая сибирская мошка вас не ела?

— Да, от нее мы натерпелись немало. Особенно в Новосибирской области и в некоторых районах Красноярского края. Но насекомые свирепствовали только тогда, когда мы ставили палатку в лесу. А по дистанции на шоссе мы их почти не замечали. Так что этот фактор пусть австрийских велогонщиков не пугает.

— Какие погодные факторы оказались самыми тяжелыми?

— Мы ехали в самое комфортное для Сибири время. Стартовали 20 июня, во Владивосток прибыли в конце августа. Минимальное расстояние, которые преодолевали за день, составило 37 км, максимальное — 170 км. Хуже всего для нас было в Бурятии. В самые жаркие дни температура достигала плюс 35 градусов, но по ночам там случались заморозки. Именно это нас и подкосило. Мы с Валей оба так сильно простудились, что пришлось пару дней пролежать в палатке и лечиться природными подручными средствами. На протяжении долгой голой степи вдоль дороги мы нашли маленький лесок, в котором отлеживались. Медикаментов у нас почти не было.

— Это и был самый тяжелый период вашего путешествия?

— Для меня самое худшее началось позже. Уже когда миновали Читу, я подхватил какую-то кишечную болезнь. Возможно, даже дизентерию. «На стул» садился раз по 10 в день, и всегда это шло со слезами, а порой с кровью. Какие-то таблетки купил в аптеке по пути. И еще по дороге рвал тысячелистник, сушил его по ходу езды над своим задним колесом. Вечером на костре заваривал и пил. Выздоровел окончательно только за пару дней до Владивостока.

— А каким было ваше питание?

— Утром на двоих съедали банку консервов — ты сам помнишь, какие консервы тогда были в общедоступной продаже. В основном килька в томатном соусе, «Завтрак туриста». Купить говяжью или свиную тушенку считалось большой удачей. Если успевали, с утра заваривали чай и кипятили воду. В обед ели хлеб с молоком, которое покупали у местных жителей. Вечером на ужин варили кашу или супы из концентратов. Сырые овощи, а тем более фрукты, несмотря на разгар лета, редко удавалось раздобыть. Огородов и садов вдоль дороги почти не было. Иногда в лесу собирали ягоды и грибы.

— Шоферы-вредители на вашем пути попадались?

— Нет. В то время и движение было в разы менее интенсивное, чем сейчас. Местами дорога была просто пустынная. Так что про шоферов не могу вспомнить ничего хорошего, а тем более — плохого. Самая тяжелая авария у нас случилась уже по окончании путешествия. Мы приехали во Владивосток. Местные туристы рассказали нам, что самое живописное место океанского побережья находится в бухте Шамора, или Лазурная. Мы поехали туда. Преодолели солидный перевал и шли уже вниз по очень крутому серпантину. У Вали колеса шли резвее, чем у меня. Но у меня зато тормоза были слабее, чем у моего напарника. Когда он уехал от меня вперед, я, проходя очередной разворот почти на 180 градусов, не смог удержаться на правом краю шоссе. Меня вынесло на встречную полосу, где я почти лоб в лоб врезался в идущий в гору «Москвич». После удара какое-то время пребывал без сознания. Меня пытались привести в чувство шофер и его жена. Как оказалось, я колесом и своим левым коленом прилично помял правый бок «Москвича». И сейчас нынешним водителям, наверное, покажется странным, что эти автолюбители за повреждение их машины не допинали меня. Наоборот, они тщательно заливали все мои кровавые места зеленкой и как могли приводили в чувство. Когда я пришел в сознание, оставили мне свой домашний телефон. Чтобы, если я буду себя плохо чувствовать, я позвонил бы им. И они, чем могут — помогут. В общем, пока Валя понял, что со мной что-то случилось и пока он вернулся пешком в крутой подъем, я был готов продолжать наш веломаршрут.

— По пути мы видели и других путешественников. Так, в районе Байкала общались с мотоциклистом, направляющимся с Сахалина в центральные области нашей необъятной Родины на «Иж-Юпитере». А перед Владивостоком мы встретили пеших туристов, только-только начавших свой путь из Владивостока в Москву. Свой переход они посвятили предстоящей Олимпиаде в Москве. Это были Юрий Шумицкий — известный журналист и писатель — и Голубев Александр Сергеевич — учитель истории, вышедший на пенсию. В 1980 году они успешно завершили свои путешествия. Юра в Москве — он успел к началу Олимпиады, а Александр Сергеевич финишировал в Волхове, но уже в декабре месяце.

— А еще раньше (в 1903 году) радиотелеграфист из Владивостока прошел пешком на специально сконструированных ходулях до Москвы, а потом и в Париж. Так что мы были не первые и не единственные.

Фотографии участников экспедиции 1979 года

Валентин Локтев и Александр Калинин по пути из Новосибирска во Владивосток:

Подготовка к обеду. У нас было правило. Мы обедали, когда выполнялось одно из условий:
1. Проехали 50 км
2. Часы показывают больше 18.00.
 Фото из личного архива

Хабаровск. Фото из личного архива

Где-то в Иркутской области. Один из мелких городков. Фото из личного архива 

Встреча на Байкале. Фото из личного архива

Очередная стоянка. Фото из личного архива

В этот день и по этим местам мы проехали лишь 37 км. Фото из личного архива