На пути к крематориям существовала своя иерархия
К началу 1945-го, за несколько месяцев до крушения Третьего рейха, система нацистских лагерей продолжала функционировать бесперебойно. Кого только не собрали за колючей проволокой! Советские генералы и французские министры, американские пилоты, сбитые в небе над Германией, и английские моряки, спасшиеся с потопленных в Атлантике судов, итальянские коммунисты и немецкие социал-демократы, богатые евреи и нищие румыны. А еще особо важные персоны: коронованные особы, главы государств, министры, астрологи, знаменитые писатели и ученые...
Первые концлагеря создавались для политических противников Гитлера — коммунистов и социал-демократов. Но здесь также содержались шпионы, уголовные преступники, католические священники, гомосексуалисты, проштрафившиеся чиновники и даже эсэсовцы.
Отдельная категория — личные враги фюрера. Знаменитый прорицатель и экстрасенс Вольф Мессинг в 1937 году в Варшаве публично предсказал, что если Гитлер решится пойти на Восток, его ждет поражение и неминуемая смерть. Фюрер объявил Мессинга личным врагом. В 1939-м, когда нацисты вторглись в Польшу, спецкоманда нашла отца, братьев и прочих родственников Мессинга и отправила их в Майданек, где они и были уничтожены.
При этом фашисты с чисто немецкой педантичностью выстроили целую систему содержания особо важных узников. Понятно, что соображения гуманизма учитывались в последнюю очередь. Высокопоставленные персоны были годны для торга, обмена, получения выгоды — как политической, так и финансовой. Даже ненависть к евреям не помешала одному из главных палачей Генриху Гиммлеру торговать их жизнями...
Недавно в Германии вышла книга журналиста Фолькера Коопа «В руках Гитлера: особые и почетные пленники СС». Согласно документам, которые приводит Кооп, информация о таких заключенных держалась в строжайшем секрете. Даже в служебной переписке их имена шифровались. Автор считает, что таких узников было около 600. Это были политики, депутаты парламентов, коронованные особы, высший генералитет из оккупированных Германией Франции, Бельгии, Австрии, Нидерландов, Восточной Европы. К уже упомянутым личным врагам фюрера отнесли руководителя немецких коммунистов Эрнста Тельмана, протестантского пастора Мартина Нимеллера, Георга Эльзера, покушавшегося на Гитлера, и других. Большая часть этих людей были казнены, некоторые — в последние дни войны. Среди немногих выживших — президент рейхсбанка Ялмар Шахт. Вся вина этого человека состояла в том, что денежная помощь, которой он щедро снабжал нацистов, на каком-то этапе прекратилась. За это и пострадал.
По-разному, по свидетельству Коопа, были размещены эти узники. Так, бывший австрийский канцлер Курт Шушниг имел в Заксенхаузене специально построенный для него дом между рядами колючей проволоки. За пребывание в «санаторных» условиях Шушниг был обязан отчислять немалые суммы в эсэсовский бюджет. Зато его жене позволялось выезжать за покупками в Берлин.
Нацистам принадлежит весьма оригинальное ноу-хау: создание филиалов концлагерей в шикарных отелях, замках, санаториях. Реквизированные объекты располагались в укромных уголках, что давало возможность абсолютной изоляции важных узников. Охрана была, естественно, эсэсовской. Так, в отеле «Романтичный охотничий домик» в Тюрингии «отдыхал» голландский премьер-министр Хендрикус Колийн и его жена Хелена.
Некоторые из почетных узников погибли под бомбами союзников. Это случилось с итальянской принцессой Мафальдой и немецким социал-демократом Рудольфом Брайтшайдом после бомбежки концлагеря Бухенвальд. Кстати, расстрелянного нацистами Эрнста Тельмана объявили погибшим при бомбежке.
Одним из тех, кого спрятали на всякий случай в лагере, был знаменитый немецкий астролог Карл Крафт. Нацистские бонзы испытывали искренний интерес к астрологии, мистике. А доктор Геббельс не прочь был использовать предсказания Нострадамуса в военных целях. Из мемуаров шефа внешней разведки Германии Вальтера Шелленберга известно, что Геббельс пригласил Крафта возглавить большой пропагандистский проект по публикации и последующему использованию «Пророчеств Нострадамуса». Крафт стал известен в Германии после того, как в октябре 1939 года направил письмо Гитлеру, в котором предупреждал о возможности покушения на вождя с 7 по 9 ноября. Письмо до адресата не дошло и всплыло из недр имперской канцелярии после покушения на Гитлера 8 ноября в мюнхенской пивной.
Провидец провел несколько неприятных дней в гестапо, но сумел доказать свою невиновность. Воспользовавшись огромной популярностью Нострадамуса во Франции, нацисты затеяли хитроумную игру. Вот что вспоминает об этом Шелленберг: «Мы изготовили невзрачную с виду брошюру, содержащую мрачные предсказания Нострадамуса. Эта брошюра распространялась среди французского населения через наших агентов, по радио и забрасывалась с самолетов. Мы выбрали те цитаты, в которых Нострадамус предсказывал появление «машин, изрыгающих дым и огонь», которые будут с грохотом пролетать над городами, неся ужас и уничтожение людям. От себя мы добавили «пророчество» о том, что только юго-восток Франции спасется от этих бедствий. И охваченные паникой массы беженцев двинулись в подсказанном нами направлении. Тем самым немецкие войска получили желанную свободу передвижения, тогда как коммуникации французской армии были парализованы».
После знаменитого полета Гесса, который покровительствовал астрологам, гестапо учинило разгром сомнительной, по их мнению, компании предсказателей. Сначала в тюрьму, а затем в Бухенвальд попал Крафт. Но здесь его держали в отдельном блоке и иногда вызывали в Берлин, где он составлял гороскопы для нацистских бонз. В начале 1945 года эсэсовцы начали зачищать узников тюрем и лагерей — свидетелей их делишек. Судя по всему, в эту категорию попал и Крафт, который погиб в январе 1945 года.
В СССР для статусных немецких пленных не создавали никаких особых условий. Высшие офицеры СС прошли через следственные камеры и внутреннюю тюрьму на Лубянке. Кто-то был казнен, большая же часть прошла лагеря. Работали, восстанавливая страну, к уничтожению которой приложили столько сил и выдумки.
Самым знаменитым немецким пленным (после фельдмаршала Паулюса, конечно) оказался, как выяснилось через много лет после войны, миллиардер Теодор Альбрехт. Родившийся в 1922 году, Альбрехт был призван в вермахт и попал в советский плен. Судя по всему, служил он рядовым и вернулся домой, в отличие от большинства своих товарищей по оружию, очень рано — в 1946 году. Вместе с братом Карлом он стал основателем сети недорогих продуктовых магазинов «Альди». Грамотно выстроенный бизнес принес братьям фантастический успех. К моменту его смерти в 2010 году рейтинг «Форбс» оценил состояние Теодора Альбрехта в 17 млрд долларов. Не случайно немцы числят логотип «Альди» в тройке самых уважаемых, рядом с «Сименсом» и БМВ. Так вот, заговорили о Теодоре в 1971 году, когда его похитили с целью выкупа. Преступники, схватив миллиардера, увидели на нем стоптанные башмаки и костюм, купленный в супермаркете. Только проверив документы, его затолкали в машину и спрятали в центре Дюссельдорфа. Тео 17 дней провел в плену, нещадно торгуясь за каждую марку выкупа. Сумму, выплаченную преступникам (7 млн марок), экономный миллиардер исключил из налогооблагаемой базы. Потом он долго судился с налоговыми службами, доказывая свою правоту. По словам близких ему людей, Тео сохранил «хорошие воспоминания о русских», но никакими подробностями о жизни за колючей проволокой ни с кем не делился.