Уникальное судно поступает на вооружение глубоководной разведки
Новость из жизни разведчиков: Главное управление глубоководных исследований Минобороны и главкомат ВМФ согласовали план проведения испытаний новейшего океанографического секретного корабля «Янтарь».
Как рассказали корреспонденту газеты в военном ведомстве, судно должно выйти на испытания в Белое, а затем и в Баренцево море в начале лета. Это первый корабль проекта 22010 «Крюйс», созданый специально для проведения глубоководных исследований на дне Мирового океана.
«Янтарь» помимо научного оборудования несет обитаемые глубоководные аппараты «Русь» и «Консул», способные погружаться на глубину до 6 тысяч метров, а также несколько необитаемых. Примечательно, что судно войдет в состав не ВМФ, а Главного управления глубоководных исследований Минобороны, которое часто называют глубоководной разведкой. В состав управления, подчиненого лично министру обороны, входят атомные глубоководные станции, подводные лодки-носители и другое оборудование, работающее на большой глубине.
— В ходе летних испытаний Главное управление глубоководных исследований и ВМФ планируют проверить работу научного оборудования судна. Если все пройдет успешно, то до конца года «Янтарь» отправят на государственные испытания, — рассказал корреспонденту «Труда» представитель Минобороны, знакомый с ситуацией.
Эксперт оборонно-промышленного комплекса, участвовавший в работах по строительству «Янтаря», пояснил газете, что сейчас это судно — наиболее технически совершенное в составе всего Военно-морского флота.
— «Янтарь» не военный корабль, а исследовательский. На судне стоят винторулевые колонки с английскими электродвигателями «Роллс-Ройс», представляющие собой гибрид винта и руля. Многопозиционные подруливающие устройства сложной конструкции. В России таких не производят, пришлось опять-таки обратиться к англичанам. Такое оборудование потребовало установки бортовых цифровых систем управления. Так что «Янтарем» управляет комплекс компьютеров, отслеживающих все параметры — начиная от погоды и заканчивая координатами по GPS/ГЛОНАСС, — пояснил собеседник.
По его словам, такие сложные механизмы нужны для того, чтобы удерживать судно при глубоководных работах на одном месте. Работая рулевыми колонками и подруливающими устройствами, можно выйти на точку с точностью до 1-2 метров и провести там длительные (до нескольких суток) работы, не сместившись.
Независимый военный эксперт, автор сайта MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев пояснил, что заказчиком «Янтаря» является Главное управление глубоководных исследований ВМФ России — наиболее дееспособная структура, которая может выполнять множество уникальных работ на дне океана. Часть таких работ будет осуществляться с помощью автономных необитаемых аппаратов-роботов, а часть — с помощью глубоководных обитаемых аппаратов типа «Русь» и «Консул». Именно для обеспечения работы таких аппаратов и предназначен проект «Крюйс».
— Что за работы? С учетом растущего интереса к Арктике — изучение морского дна, поиск полезных ископаемых, геология. Прикладные задачи — подъем с морского дна предметов. Своих и, возможно, чужих, — заявил Корнев.
По мнению эксперта, не везде возможно и не всегда нужно применение более серьезных аппаратов типа разного рода атомных глубоководных станций с их довольно большими носителями.
«Янтарь» разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Судно было заложено на Калиниградском судостроительном заводе в июле 2010 года. По предварительным оценкам, строительство судна водоизмещением в 5200 тонн без учета научного оборудования обошлось в 7 млрд рублей.