ЧП подземного масштаба

«Долгие годы мы были вынуждены молчать». Катастрофы в московском метро

«Лучший в мире» — Московский метрополитен на протяжении десятилетий гордился этим своим почетным титулом. Власти страны и города не жалели средств, чтобы столичная подземка была образцово-показательным транспортным объектом во всех отношениях: быстрота, красота, чистота, безопасность. Однако, несмотря на все усилия, в тоннелях и на станциях время от времени все-таки случались ЧП и даже настоящие катастрофы. О некоторых из них в советских газетах проскальзывала скупая информация, другие оставались засекреченными до последнего времени.

Сложная техническая начинка метро за 77 лет его существования не могла не давать сбоев. Что-то ломалось, загоралось… Неоднократно происходили аварии метропоездов. По-настоящему «черные дни» подземка пережила весной 1994 года. Тогда досталось серой линии: в течение каких-то 12 часов 30 и 31 марта на разных ее участках произошло три столкновения поездов! Два десятка людей получили травмы, в том числе и серьезные.

Настоящая мясорубка

Из числа ЧП техногенного характера особняком стоит случай, который произошел на «Авиамоторной» 17 февраля 1982 года. Там не выдержал эскалатор: сорвался поручень, лопнул крепеж одной из ступенек-тележек, оба аварийных тормоза не сработали, и лестница, складываясь, ухнула вниз. Некоторые пассажиры в панике прыгали на пластиковую облицовку балюстрады, но она проламывалась под их тяжестью. А у нижней гребенки эскалатора, куда полетели оборвавшиеся ступени, образовалась настоящая мясорубка. В результате погибли 8 человек и 30 получили травмы.

Не раз метрополитеновцам устраивал испытания огонь. 20 апреля 1987 года около 8 часов вечера на подходе к «Павелецкой» от короткого замыкания загорелся вагон поезда, следующего в сторону центра. Тогда, к счастью, все обошлось сравнительно благополучно. Машинист дотянул состав до перрона, всех пассажиров успели эвакуировать. В больницу попала лишь дежурная по станции, отравившаяся дымом. Однако несколько хвостовых вагонов поезда сильно обгорели, а часть сводов и стен «Павелецкой» покрылась слоем копоти.

В 1995 году полыхнул вагон между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», потом «красный петух» разгулялся в поезде у «Речного вокзала»… Серьезное возгорание случилось 5 марта 1996 года на Кольцевой линии. Утром, в час пик от короткого замыкания загорелся силовой кабель в тоннеле между «Новослободской» и «Проспектом Мира». Едкий дым быстро заполнил станции, среди пассажиров поднялась паника. Пришлось организовывать массовую эвакуацию.

Большинство таких огненных инцидентов обходилось без жертв. Однако был в истории московского метро случай с куда более серьезными последствиями. О нем нигде не сообщали — еще бы, ведь ЧП случилось осенью 1974-го, в эпоху «брежневского застоя».

Наглотались дыма и потеряли сознание

Автору этих строк довелось встретиться с одним из участников той давней трагической эпопеи.

«Я в тот день дежурил по городу, — рассказал Андрей Егоров, бывший сотрудник московского Управления пожарной охраны. — Возвращались втроем с проверки в районе Курского вокзала. Когда наша машина выруливала на Лубянку, к памятнику Дзержинскому, увидели вдруг столб дыма в стороне Кремля, над кварталами, примыкающими к улице 25 Октября (нынешней Никольской). Только повернули туда — и как раз по рации передают: поступил сигнал со станции «Площадь революции» — пожар в вестибюле. «Но их же там два, — подумали мы. — В котором горит?» Мне поручили проверить тот, что расположен в Богоявленском переулке. Подъезжаем туда и видим: из дверей валит черный дым. Внутри ничего не разглядишь, пришлось двигаться практически на ощупь. Почти сразу же наткнулись на лежащие тела — человек, наверное, 15. Все наглотались дыма и потеряли сознание. Мы их вынесли на улицу и уложили на газончик, что прямо напротив дверей метро.

После этого двинулись вниз. Электричество уже вырубили, эскалаторы не работают, на их ступеньках в разных местах тоже людские фигуры: кто лежит, кто сидит.

Как оказалось при расследовании, на «Площади революции» велись ремонтные работы, и от искры сварочного аппарата загорелся один из деревянных служебных павильонов, стоявших в конце пассажирской платформы. С этой будки огонь перекинулся на электрические кабели, на шпалы…

У въезда в тоннель со станции образовался огромный огненный шар. Машинист поезда, оказавшегося в это время на «Площади революции», чтобы не сгореть, вынужден был подать состав назад, открыл двери и выпустил пассажиров. Но те, кто ехал в хвостовом вагоне, оказались взаперти, и им пришлось выскакивать в тоннель. Дым, освещения нет… Люди в кромешной тьме пытались выбраться, падали, расшибались о рельсы… Пожарным пришлось потом ходить по этому участку тоннеля, искать и вытаскивать пострадавших.

Всего с «Площади революции» вывели и вытащили более тысячи человек. Некоторых пришлось эвакуировать кружным путем: по тоннелю перехода, ведущего на соседнюю станцию — «Площадь Свердлова» (теперь «Театральную»).

«Насколько мне известно, погибших не было, — вспоминает Егоров. — Но в больницы с травмами, отравлениями угарным газом попали многие. Едва успели потушить огонь, приехал тогдашний первый секретарь горкома партии Гришин. С ходу распорядился за один день все на станции привести в порядок. И строго предупредил нас: никаких контактов с газетчиками. Так что долгие годы мы вынуждены были об этом ЧП молчать».

Эпоха терактов

На 60-м году советской власти в московском метро наступила эпоха терактов. 8 января 1977 года около 17.30 на перегоне между станциями «Измайлово» и «Первомайская» в вагоне поезда взорвалась бомба, погибли и были ранены более 15 человек. Осенью того же года газеты сообщили, что чекистами арестованы три армянских националиста, причастных к этой трагедии.

В дальнейшем, вплоть до развала СССР, подобные террористические вылазки тщательно засекречивались. Но есть информация, что, например, в апреле 1989-го в течение одних лишь суток были найдены и обезврежены две самодельные бомбы, заложенные в урны на станциях «ВДНХ» и «Павелецкая». Именно после этого из московской подземки убрали, от греха подальше, все до единой урны.

В 1990-е из-за обострения обстановки на Северном Кавказе и криминального разгула Москву накрыло настоящей волной террора. Метрополитену тоже досталось. Один из самых трагических случаев произошел 11 июня 1996 года. Поздно вечером в вагоне поезда, подъезжающего к станции «Тульская», сработало взрывное устройство — около 400 г тротила. Результат: 4 погибших и 14 раненых пассажиров.

5 февраля 2001-го громко «бабахнуло» на «Белорусской»-кольцевой. Кто-то заминировал мраморную скамейку. От осколков, разлетевшихся при взрыве, пострадали почти 20 человек.

Позже были куда более кровавые теракты со взрывами в вагонах поездов на перегоне между «Павелецкой» и «Автозаводской», на «Лубянке» и «Парке культуры». Такие жестокие акции нашим дедам и прадедам, строившим «лучшее в мире метро», даже в кошмарных снах присниться не могли.

Наше досье

Еще при прокладке первой очереди московского метро для его охраны было создано особое подразделение войск НКВД, насчитывавшее 400 человек, а в Главном управлении госбезопасности появился Транспортный отдел по метрополитену, в задачи которого входило «контрразведывательное обеспечение строительства и эксплуатации метрополитена». Поначалу «товарищи в штатском» постоянно находились среди пассажиров, следя за их поведением и высказываниями. Кроме того, в метро категорически запрещалось входить с мешками-коробками-баулами и прочим негабаритным багажом.

Как утверждает молва, самое первое происшествие в метро случилось во время пробного рейса состава, в котором ехал сам товарищ Сталин. Якобы из-за поломки системы управления поезд «заклинило» на стрелке чуть ли не на полчаса. В результате вождь распорядился перенести открытие Московского метрополитена с 1 мая 1935 года (все-таки красная дата календаря) на 15-е число, чтобы за эти две недели специалисты успели все отладить.

Во время Великой Отечественной войны некоторые фугасы, сброшенные с немецких бомбардировщиков, попадали в сооружения метро. Так, одна бомба проломила потолок станции «Арбатская», а другая — 500-килограммовая — попала точно в свод тоннеля между «Арбатской» и «Смоленской». В итоге погибли полтора десятка москвичей, спрятавшихся там от бомбежки.

30 декабря 1984 года состоялась торжественная церемония открытия участка зеленой линии от «Каширской» до «Орехово», а уже на следующий день поезда перестали курсировать по новой трассе. Из-за нарушения гидроизоляции на перегоне между станциями «Ленино» (нынешнее «Царицыно») и «Орехово» прорвался плывун и затопил тоннель. Работы по ликвидации этой аварии длились почти 40 дней, и второе, уже окончательное открытие новых станций метро состоялось 9 февраля 1985 года.