«Лучший в мире» — Московский метрополитен на протяжении десятилетий гордился этим своим почетным титулом. Власти страны и города не жалели средств, чтобы столичная подземка была образцово-показательным транспортным объектом во всех отношениях: быстрота, красота, чистота, безопасность. Однако, несмотря на все усилия, в тоннелях и на станциях время от времени все-таки случались ЧП и даже настоящие катастрофы. О некоторых из них в советских газетах проскальзывала скупая информация, другие оставались засекреченными до последнего времени.
Сложная техническая начинка метро за 77 лет его существования не могла не давать сбоев.
Из числа ЧП техногенного характера особняком стоит случай, который произошел на «Авиамоторной» 17 февраля 1982 года. Там не выдержал эскалатор: сорвался поручень, лопнул крепеж одной из
Не раз метрополитеновцам устраивал испытания огонь. 20 апреля 1987 года около 8 часов вечера на подходе к «Павелецкой» от короткого замыкания загорелся вагон поезда, следующего в сторону центра. Тогда, к счастью, все обошлось сравнительно благополучно. Машинист дотянул состав до перрона, всех пассажиров успели эвакуировать. В больницу попала лишь дежурная по станции, отравившаяся дымом. Однако несколько хвостовых вагонов поезда сильно обгорели, а часть сводов и стен «Павелецкой» покрылась слоем копоти.
В 1995 году полыхнул вагон между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», потом «красный петух» разгулялся в поезде у «Речного вокзала»… Серьезное возгорание случилось 5 марта 1996 года на Кольцевой линии. Утром, в час пик от короткого замыкания загорелся силовой кабель в тоннеле между «Новослободской» и «Проспектом Мира». Едкий дым быстро заполнил станции, среди пассажиров поднялась паника. Пришлось организовывать массовую эвакуацию.
Большинство таких огненных инцидентов обходилось без жертв. Однако был в истории московского метро случай с куда более серьезными последствиями. О нем нигде не сообщали — еще бы, ведь ЧП случилось осенью
Автору этих строк довелось встретиться с одним из участников той давней трагической эпопеи.
«Я в тот день дежурил по городу, — рассказал Андрей Егоров, бывший сотрудник московского Управления пожарной охраны. — Возвращались втроем с проверки в районе Курского вокзала. Когда наша машина выруливала на Лубянку, к памятнику Дзержинскому, увидели вдруг столб дыма в стороне Кремля, над кварталами, примыкающими к улице 25 Октября (нынешней Никольской). Только повернули туда — и как раз по рации передают: поступил сигнал со станции «Площадь революции» — пожар в вестибюле. «Но их же там два, — подумали мы. — В котором горит?» Мне поручили проверить тот, что расположен в Богоявленском переулке. Подъезжаем туда и видим: из дверей валит черный дым. Внутри ничего не разглядишь, пришлось двигаться практически на ощупь. Почти сразу же наткнулись на лежащие тела — человек, наверное, 15. Все наглотались дыма и потеряли сознание. Мы их вынесли на улицу и уложили на газончик, что прямо напротив дверей метро.
После этого двинулись вниз. Электричество уже вырубили, эскалаторы не работают, на их ступеньках в разных местах тоже людские фигуры: кто лежит, кто сидит.
Как оказалось при расследовании, на «Площади революции» велись ремонтные работы, и от искры сварочного аппарата загорелся один из деревянных служебных павильонов, стоявших в конце пассажирской платформы. С этой будки огонь перекинулся на электрические кабели, на шпалы…
У въезда в тоннель со станции образовался огромный огненный шар. Машинист поезда, оказавшегося в это время на «Площади революции», чтобы не сгореть, вынужден был подать состав назад, открыл двери и выпустил пассажиров. Но те, кто ехал в хвостовом вагоне, оказались взаперти, и им пришлось выскакивать в тоннель. Дым, освещения нет… Люди в кромешной тьме пытались выбраться, падали, расшибались о рельсы… Пожарным пришлось потом ходить по этому участку тоннеля, искать и вытаскивать пострадавших.
Всего с «Площади революции» вывели и вытащили более тысячи человек. Некоторых пришлось эвакуировать кружным путем: по тоннелю перехода, ведущего на соседнюю станцию — «Площадь Свердлова» (теперь «Театральную»).
«Насколько мне известно, погибших не было, — вспоминает Егоров. — Но в больницы с травмами, отравлениями угарным газом попали многие. Едва успели потушить огонь, приехал тогдашний первый секретарь горкома партии Гришин. С ходу распорядился за один день все на станции привести в порядок. И строго предупредил нас: никаких контактов с газетчиками. Так что долгие годы мы вынуждены были об этом ЧП молчать».
На
В дальнейшем, вплоть до развала СССР, подобные террористические вылазки тщательно засекречивались. Но есть информация, что, например, в апреле
В
5 февраля
Позже были куда более кровавые теракты со взрывами в вагонах поездов на перегоне между «Павелецкой» и «Автозаводской», на «Лубянке» и «Парке культуры». Такие жестокие акции нашим дедам и прадедам, строившим «лучшее в мире метро», даже в кошмарных снах присниться не могли.
Еще при прокладке первой очереди московского метро для его охраны было создано особое подразделение войск НКВД, насчитывавшее 400 человек, а в Главном управлении госбезопасности появился Транспортный отдел по метрополитену, в задачи которого входило «контрразведывательное обеспечение строительства и эксплуатации метрополитена». Поначалу «товарищи в штатском» постоянно находились среди пассажиров, следя за их поведением и высказываниями. Кроме того, в метро категорически запрещалось входить с
Как утверждает молва, самое первое происшествие в метро случилось во время пробного рейса состава, в котором ехал сам товарищ Сталин. Якобы
Во время Великой Отечественной войны некоторые фугасы, сброшенные с немецких бомбардировщиков, попадали в сооружения метро. Так, одна бомба проломила потолок станции «Арбатская», а другая —
30 декабря 1984 года состоялась торжественная церемония открытия участка зеленой линии от «Каширской» до «Орехово», а уже на следующий день поезда перестали курсировать по новой трассе.