Японская промышленность пребывает в стадии анабиоза, считают аналитики. Потребление нефти упало, производство автомобилей и техники приостановлено, страна озабочена не тем, как заработать, а тем, как восстановиться и выжить. «Труд» выяснил, станет ли природная катастрофа экономической и как это скажется на потребителе.
Вопреки рыночной тенденции к падению стоимости нефти, вызванной катастрофой в Японии, российский бензин не подешевеет. К такому выводу пришли аналитики группы компаний
Так, согласно котировкам WTI (Light Sweet), цена за баррель опустилась ниже отметки в 98 долларов, а котировки Brent упали впервые за месяц ниже уровня 112 долларов за баррель. Ежедневно нефть теряет в цене порядка 2,5–3 долларов. При таком резком обвале цен, как правило, дешевеет и бензин. Однако не в сложившейся сегодня ситуации.
«В России бензин дешеветь не будет. Чтобы рынок среагировал падением цен на топливо, нужно время, а его просто нет. Японии надо всего пару месяцев, чтобы восстановить прежнее потребление нефти и даже увеличить его», — убежден старший аналитик
По его мнению, на сегодняшние котировки нефти влияет отложенный спрос. Пока Страна восходящего солнца справляется с последствиями землетрясения и фиксирует потери. Но если не будет новых подземных толчков, то уже к концу мая или началу июня японцы будут озабочены восстановлением производства.
«Стране необходимо будет восстанавливать промышленность, а это большие затраты топлива. Плюс ко всему на японских АЭС произошли аварии, сегодня в домах и на предприятиях веерно отключают электричество. Значит, даже электроэнергию в ближайшие месяцы в стране предстоит добывать путем сжигания нефтепродуктов — мазута и сжиженного газа», — объясняет Мулгачев.
Эксперт отмечает, что подобная ситуация была после землетрясения в Китае 12 мая 2008 года. Тогда мировые цены на нефть тоже сильно упали, но уже в середине июля цена за баррель выросла до 140 долларов. По предварительным оценкам аналитиков рынка, стоимость бензина в России
Япония наряду с Норвегией и Китаем является поставщиком морепродуктов и рыбы и на российский рынок. Эксперты убеждены, что
«На мой взгляд,
«Землетрясение коснулось лишь восточного побережья страны, поэтому добыча рыбы практически не пострадала. Дефицита рыбы в России не предвидится», — говорит заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.
Однако, по его словам, существует проблема пострашнее нехватки продовольствия. За последние дни произошли аварии на нескольких АЭС, горели нефтеперерабатывающие заводы, экологи отмечали утечку радиации в районе ядерной станции «Фукусима», и неизвестно, сколько вредных и отравляющих веществ попало в акваторию Японского моря.
«Если есть риск химического и радиоактивного заражения прибрежных вод, значит, велика вероятность, что и рыба, обитающая в них, будет отравлена выбросами», — говорит Павел Самиев.
По мнению эксперта, если Роспотребнадзор вовремя обратит внимание на грядущую проблему, то поставок отравленных морепродуктов удастся избежать. Но, как показывает практика, несмотря на все проверки надзорного ведомства и предупреждения торговцев о наказании за продажу зараженных продуктов, в летний сезон на наши рынки стабильно поступают грибы, ягоды, овощи и фрукты с завышенным содержанием цезия из экологически неблагоприятных регионов.
Пять японских автоконцернов приостановили работу на неопределенный срок. Nissan, Toyota, Honda и Subaru больше не производят автомобили на своей исторической родине. И это в то время, как импорт новых автомобилей из Японии на российский рынок в начале прошлого года в первый раз после кризиса взлетел на 80%.
Больше всего проблем может возникнуть у Mazda и Suzuki. По словам заместителя генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, система поставок может дать сбой. «Ведь некоторые модели Mazda и Mitsubishi нам привозят прямо из Японии», — объясняет он.
Также проблемы могут возникнуть и у тех, кто собирался приобрести Honda Jazz и Accord. Эти две популярные на российском рынке модели собираются именно в Японии и могут задержаться.
«Основная масса японских автомобилей, продаваемых в России, собирается все же у нас. Что касается комплектующих, то они в массе своей поставляются из Европы, и дефицита ждать не стоит», — уверяет аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Он убежден, что быстрое переключение поставок на заводы в других странах позволит обеспечить всех желающих необходимым количеством комплектующих.
Компания Sony закрыла шесть своих заводов. Ценные бумаги этого гиганта приборостроения упали в цене на мировых торгах на 8,8%. Но по прогнозам аналитиков, российские магазины не останутся без гаджетов и бытовой техники японского производства.
«Полагаю, что в данном секторе не произойдет критических изменений. Большая часть японских торговых марок электроники и бытовой техники производится за пределами страны», — говорит аналитик УК «Финам» Максим Клягин. А именно — в Восточной Европе, Китае и странах
«Стоит учитывать и то, что
Что касается
Вопреки прогнозам российских аналитиков, во всем мире ожидания не столь позитивны. Специалисты компании iSuppli уже подготовили материал, в котором идет речь о потенциальных задержках в поставках японской техники на рынки Европы и США. Прекращение поставок
Помимо Sony в Японии пострадали предприятия таких компаний, как Renesas Electronics — производителя микроконтроллеров для авто и мобильной электроники, Texas Instruments — производителя процессоров, Freescale Semiconductor и ON Semiconductor — поставщиков компонентов, используемых в компьютерной технике и мобильных устройствах.