"ЧЕБУРАШКА" ПАРНЯ ИЗ СИЭТЛА

Худощавый парень в залихватской шляпе и бородке клинышком растянул меха аккордеона и запел, ритмично притопывая и... по-русски: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой". Зрители сначала притихли, а потом стали хлопать в такт. "Это была самая знаменитая русская песня про день рождения!" - бросил он в зал. Остальные были его собственного сочинения, и пел он их уже на английском.

Визитная карточка
Джейсон Вэбли, певец и композитор из Сиэтла (США). Начал свою нынешнюю карьеру в 1998 году. Впервые побывал в Москве летом 2002 года. С тех пор возвращался в Россию неоднократно. В его репертуаре хриплые баллады и залихватские кабацкие песни о смерти, долгих прощаниях, конце света, времени, пиратских кораблях, абсенте и даже... овощах. На своих шоу музыкант раздает зрителям те самые овощи, а также погремушки, заставляет плясать, прыгать, подпевать, читая слова со специально подготовленных плакатов. Удержаться от веселья не может на концерте никто.
Сознаюсь, по спине пробежали мурашки: такого в Париже я еще не видел и не слышал. О Джейсоне Вэбли, одной из культовых фигур американской "независимой музыки", то есть той, которая не легла под музыкальные компании-гиганты типа "Юниверсал" или "Сони", я знал давно, с удовольствием слушал его диски с яркими запоминающимися мелодиями, каким-то особым надрывом и подчас бешеным драйвом. Но на концерте довелось побывать впервые. Зал "Эрмитаж" на востоке французской столицы был полностью завоеван этим фонтанирующим энергией человеком-оркестром. Люди, то стоя подпевали ему, то, обнявшись с рядом стоящими, раскачивались в ритме, заданном Джейсоном. После концерта я пробился к певцу за кулисы.
- Знаешь, чего угодно мог от тебя ждать, но только не песню из "Чебурашки"...
- Обожаю песни из этого мультика. Мелодии просто отпадные! Я уже несколько раз выступал в России. Последний - в феврале. Дал три концерта в Москве и один - в Санкт-Петербурге. Выступал вместе с группой "Дети Пикассо" - они играют иную музыку, чем я, но ребята очень приятные, сердечные, а главное - прекрасные инструменталисты.
- Я давно замечал, что в твоей музыке пробиваются то балканские, то наши, российские мотивы. Да и цыганская тематика недалеко...
- Это, должен тебе признаться, пришло не так давно, когда я побывал впервые, то есть пять лет тому назад, в Москве. Я просто влюбился в песни Владимира Высоцкого, Окуджавы. Сознаюсь, почувствовал какую-то близость к вашей стране, к ее музыке и людям. Правда, многое, что сейчас у вас крутят по радио, попса - так это у вас называют? - мне не очень нравится. Предпочитаю то, что было у вас раньше.
- Откуда твои музыкальные корни?
- Отовсюду. Из рока, блюза, панка, современной классики. Конечно же, не обошлось и без народной музыки разных стран мира. Люблю соотечественников: Боба Дилана, Тома Вейтса, Леонарда Коэна.
- Джейсон, почему ты вдруг стал играть на аккордеоне?
- Да случайно получилось. Лет десять назад я ставил пьесу в самодеятельном театре Вашингтонского университета, для которой, кстати, написал музыку. По ходу действия мне надо было играть в каждом акте на разных инструментах. Такая вот задумка. Была и гитара, и пианино. А для последнего акта надо было придумать что-то новенькое. Незадолго же до этого мой отец на барахолке увидел аккордеон. Стоил он три копейки. Вот он его и купил - так просто, поупражняться. Я взял его на время - для спектакля. Так аккордеон остался со мной навсегда.
- Тебе понравилась русская публика?
- Очень. Знаете, я много поездил по свету и должен сказать, что у людей больше общего, нежели того, что их разъединяет. Особенность русских? Может быть, в том, что заводятся быстрее, рюмку чаще опрокидывают, но, по правде говоря, к примеру, в Праге народ тоже не промах по этому делу. Я быстро освоился у вас и чувствовал себя как дома.
- А как ты вообще попал в Россию?
- Получил приглашение по электронке, взял да и приехал. Конечно, страшновато было - вдруг приглашающие с "приветом" или вообще "мафиози" - у нас тогда много писали о русских братанах. А на самом деле оказались милые ребята - моложе меня. Им в руки попались мои первые диски, и они им понравились. Такая вот история.
- По Москве довелось походить?
- В первый раз бросилось в глаза, что у большинства прохожих какое-то стоическое выражение на лицах. И, конечно, огромное количество машин, какие-то лавины. Кстати, многие мои московские друзья давно уже оставили в гаражах автомобили и передвигаются с помощью метро, что получается гораздо быстрее. Может быть, это прозвучит банально, но меня поразила Красная площадь. Такая огромная, таких я раньше не видел, величавая и как будто впитавшая могучие пласты истории. Дело было зимой, там был залит гигантский каток, и возникло желание прокатиться по ней на коньках, но их, увы, у меня с собой не было.
- Говорят, что русские и американцы здорово похожи друг на друга. Как ты считаешь?
- Согласен, и готов это подтвердить, хотя трудно сформулировать, в чем эта схожесть. Может быть, в какой-то открытости?
- Брюс Спрингстин, знаменитый американский композитор и певец, и многие другие музыканты сейчас выступают против войны в Ираке...
- Я с ним согласен, хотя в свои песни политику не тяну. Мои песни - это дневник путешествий моего сердца. Я задаюсь вопросами, которые рано или поздно встают перед всеми. Кто мы? Зачем появились на этой земле? О добре, о зле, об Иисусе Христе. Я считаю, что лучшие песни - это те, в которых вопросы, а худшие - в которых ответы.
- На сцене ты иногда в качестве погремушки используешь пустую трехлитровую бутылку из-под водки, наполненную монетами. Откуда она взялась?
- Из Санкт-Петербурга. В ней монеты со всех стран мира. Немало там и ваших рублей.
- А первоначальное содержание попробовал?
- Конечно. Но сознаюсь, выпивкой не увлекаюсь. Так, для поддержания компании. В России жизнь настолько хмельная, что у меня и без водки голова там шла кругом.
- Джейсон, ты постоянно в разъездах. После России ты выступал в Чехии, затем во Франции, впереди турне по Англии. Твоя жизнь - гастроли?
- Мне это нравится. Новые люди, новые впечатления. Это же идеал жизни! По крайней мере для меня. Я сам себе хозяин, сам решаю, что и когда делать. Тем более я вижу, что люди на моих концертах получают удовольствие. Не знаю, сколько так продлится. Думаю, придет время, когда решу бросить якорь, обзавестись семьей, но это точно не произойдет завтра.
- Англичанин Джо Коккер пел в свое время, что "его дом там, куда он положил свою шляпу". А у тебя?
- Мой дом все-таки в Америке, а точнее там, где я вырос, то есть недалеко от Сиэтла.
- Как-то раз в Сиэтле тебя арестовала полиция. Почему?
- После концерта на местном музыкальном фестивале я увлек за собой зрителей, которые взгромоздили меня на вершину фонтана, что в центре города. За это и попал в полицию. Курьез ситуации заключался в том, что перед концертом я всем заявил, что больше не буду выступать на этом фестивале - я там пел четыре года подряд. Так вот, после этого инцидента полицейские - бывает же такое! - официально запретили мне появляться на этом фестивале.
- Какое личное качество ты больше всего в себе ценишь? От какого хотел бы избавиться?
- Трудно сказать. Может быть, целеустремленность. Задумав что-то, я этого рано или поздно добиваюсь. Но благо, как говорят, иногда становится проклятием. Поэтому у этого "плюса" есть оборотная сторона - я упрям, не склонен к компромиссам.
- Джейсон, и все-таки какую русскую песню ты любишь больше всего?
Вместо ответа парень из Сиэтла взял аккордеон и запел: "Крутится, вертится шар голубой, крутится, вертится над головой..." Следующие строчки мы уже пели вместе: "Крутится, вертится, хочет упасть, кавалер барышню хочет украсть..."