НУ ЧТО ЗА ЖИЗНЬ БЕЗ ЗАНАЧКИ?

На широкие экраны выходит фильм Славы Росса "Тупой жирный заяц". Это веселая- история о жизни сорокалетнего провинциального актера, который мечтает сыграть Гамлета, но вместо этого вынужден появляться на сцене в детских спектаклях в образе ушастого плюшевого персонажа. Роль злого директора театра исполнил Владимир Долинский.

ДОСЬЕ
Владимир долинский
Родился 20 апреля 1944 года.
Окончил театральное училище имени Б.В. Щукина.
Фильмография: "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо", "Графиня де Монсоро", "Агапэ", "Зимняя вишня-2", "Стервы, или Странности любви", "Ландыш серебристый".
- Владимир Абрамович, когда вы даете согласие на участие в проекте, вы руководствуетесь больше творческим интересом или материальным?
- Всегда по-разному. Есть проекты, в которых я снимаюсь с огромным удовольствием. Например, так было с сериалом "Последний бой майора Пугачева" по рассказам Варлама Шаламова, где я играл военного врача. Последняя моя работа в кино - роль директора театра в фильме "Тупой жирный заяц" - тоже пришлась мне по душе. Это смешная история из жизни провинциальных актеров. В картине ярко выражена чаплинская тема. В ней есть боль и радость, смех и слезы. Все это мне очень близко.
А бывает, я говорю: "За позор надо платить". Но даже в таких случаях - на основе не самого лучшего материала - я стараюсь сделать драматургическую работу. Перед съемками спрашиваю режиссера: "Текст канонизирован?" Если режиссер говорит "нет", я полностью переписываю все реплики под себя, безжалостно редактирую.
- Умеете торговаться за гонорары?
- Никогда не торгуюсь. Говорю: "Я стою столько". И жду, что выпадет: орел или решка. Если для роли нужен именно я, то меня, как правило, берут.
- Вы помните, в каком возрасте заработали первые деньги?
- Помню очень хорошо. Это было после девятого класса. Я его окончил не очень блестяще, но, несмотря на скромные успехи, попросил отца купить мне новый костюм. Он сказал: "Обязательно куплю, только ты сам заработаешь деньги". Я спросил: "А что я должен буду делать?" Он ответил: "То, что ты умеешь - землю копать или забор красить". И устроил меня подсобным рабочим на стройку при Научном институте земного магнетизма. Я ездил туда целый месяц на велосипеде с нашей дачи в Красной Пахре и заработал 110 рублей. Помню, как я был горд, когда отец добавил мне еще 20 рублей и я купил себе зеленоватый, переливающийся очень модный костюм. И платочек - маме в подарок.
- А позже вам приходилось копать или красить?
- Когда меня на первом курсе выгнали из института, пришлось поработать буровым рабочим 6-го разряда. Потом, когда в 1973 году за торговлю валютой загремел в лагерь на пять лет, там, на зоне, я работал библиотекарем, каменщиком, поваром. Опыт разнообразный.
Я считаю, что нет работы, которой нужно стыдиться. Когда мне сейчас говорят: "Как вы можете сниматься в этом плохом сериале!", - я говорю: "Я не отвечаю за весь сериал. Свою актерскую работу я делаю добросовестно и качественно". А все остальное зависит от режиссера и продюсера. Можно сняться в сериале "Анна Каренина", и это будет дрянь. А можно незатейливую фантасмагорическую комедию сделать так, что она поднимется до статуса произведения искусства.
- Вы много играете в антрепризе. Для вас эти спектакли творческая отдушина или заработок?
- И то, и другое. У меня шесть антрепризных постановок. Я играю до 22 спектаклей в месяц, с которыми езжу по всей России. Для меня антреприза намного интереснее современного репертуарного театра.
В государственном театре, прорепетировав год, после премьеры режиссер может сказать: "Все, не получилось, списываем декорации, завтра будем ставить новую пьесу - "Паутина в носу". И это называется творчеством.
В антрепризе у нас нет права на провал. Продюсер на тебя молится, он тебя любит, он создает тебе условия, потому что, если ты плохо сыграешь и зрителю спектакль не понравится, он потеряет деньги. В антрепризе все заинтересованы в успехе. Никто себе не позволит "кирнуть" перед спектаклем, потому что зрители скажут: "Они халтурщики, они пьяные играют, не надо пускать их в наш город". И больше не придут на спектакль.
Антреприза для меня - возможность самому администрировать свою судьбу. К тому же в каком репертуарном театре я встретился бы с таким количеством блестящих партнеров: Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Нина Русланова, Валентин Смирнитский, Андрей Ильин, Ольга Волкова, Елена Сафонова, Владимир Стеклов?
- Как вы тратите деньги?
- На себя я деньги не трачу. Живу без заначек. Деньги в нашей семье общие, они хранятся в тумбочке.
Я стараюсь контролировать процесс их расходования, смотрю, чья рука - жены или дочки - к ним тянется. Осознаю, что мне кормить семью и сегодня, когда я в форме, и завтра, когда со мной может что-нибудь случиться.
Никто из нас, актеров, не застрахован от судьбы Фарады или Брондукова. Как только ты заболеваешь и становишься недееспособным, ты никому не нужен, тебя забудут на следующий день. Не потому, что люди плохие. Так устроена жизнь. У нас в стране больше нет социального обеспечения. У меня пенсия 2800 рублей, у жены - 2900 рублей. Поэтому, чтобы жить достойно сейчас и в будущем, я очень много работаю.