Самый красивый "гвоздь" на церемонии вбил Юрий Любимов, получивший личную премию от Александра Калягина. Когда 90-летний мэтр вышел на сцену театрального центра на Страстном, зал встал и долго аплодировал прославленному режиссеру. Но когда Юрий Петрович решил поделиться калягинскими премиальными с двумя молодыми актерами, которые блистательно вели вечер, председатель СТД России воспротивился. Мол, не им деньги предназначены. И тогда упрямый Любимов вынул из собственного кошелька всю имеющуюся у него наличность - две тысячи рублей - и вручил их. От такого поворота сюжета зал разразился новой бурей оваций.
Честно говоря, давненько я не видела, чтобы деятели театра в течение трех часов так живо и весело реагировали на происходящее на сцене и, главное, так искренне радовались за своих коллег. Возможно, этому братству в немалой степени способствовало красное вино, которое можно было в неограниченном количестве пить в фойе. Но и сама церемония тоже настраивала на легкий, ироничный лад. Например, все оценили шутку в адрес Михаила Швыдкого, обвиненного в том, что он постоянно спит на спектаклях, и за умение заниматься всем на свете обозванного Швыдким Да Винчи. А когда артисты лихо пародировали режиссера Сергея Женовача, тот тоже улыбался, правда, несколько нервно, ибо еще не знал, достанется ли его спектаклю "Захудалый род" по Лескову гран-при или нет.
А соперники у него были мощные: Генриетта Яновская с "Трамваем "Желание", Миндаугас Карбаускис с "Рассказом о семи повешенных", Дмитрий Крымов с "Донким Хотом", Александр Морфов с "Затмением", решивший переплюнуть знаменитый американский фильм "Пролетая над гнездом кукушки". По этому поводу ведущими было отпущено немало острот в адрес Ленкома, где якобы не только Александр Абдулов на голову переиграл знаменитого Джека Николсона, но и все исполнители настолько перевоплотились в сумасшедших, что теперь не знают, как из этого состояния выйти... И все-таки главный "гвоздь" достался именно театральной студии Женовача, который, получая награду, пообещал, что следующий его спектакль "Игроки" не будет таким длинным, как предыдущий, и в нем будет много веселого.
Во время капустника на сцене все время присутствовал черный раб, цепляющийся за одежду выступающих и предлагающий отведать кусок колбасы. Таким вот шутовским образом он как бы напоминал, что актерам сегодня живется непросто. Тема денег в дырявом актерском кармане возникала неоднократно, а в какой-то момент на зал посыпались доллары, где вместо президента США был изображен Олег Табаков, который, по ироничным прогнозам ведущих, должен к 2055 году открыть в Москве еще 16 площадок для своих театральных проектов. Шутка такая.
Единственное, что не пользовалось особым успехом, так это благотворительный аукцион. В зале не нашлось "купцов", которые захотели бы приобрести трех юных граций, то есть взять актрис в штат театра. Словом, у нас наметилось "перепроизводство" актеров, и молодым сегодня трудно пробиться на сцену. Разве только их заметит и поддержит "Гвоздь сезона"...
САМОЗВАНЦЫ ВСЕЯ РУСИ
Малый театр окунулся в глубины истории, чтобы лучше понять день сегодняшний.
Сегодня в театральной Москве практически невозможно найти коллектив, всерьез интересующийся историей государства российского. При том, что многие из них имеют статус государственных. Эта тема исключена из репертуарной политики театров, активно осваивающих развлекательные жанры. Исключение - Малый театр, где не боятся прослыть ретроградами, выводя историю на подмостки и делая ее живой.
Поэтому здесь не первый год идут "Борис Годунов" и "Смерть Иоанна Грозного" Алексея Толстого, поэтому только что состоялась премьера малоизвестной пьесы Александра Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". По жанру эта масштабная постановка Владимира Драгунова - народная трагедия, хотя народ непосредственно в действии и не участвует. Но именно к нему, народу, постоянно апеллируют бояре, возводящие Лжедмитрия на трон и открывающие польской шляхте ворота в Кремль. И народ позволяет им осуществить коварные замыслы.
Как же такое могло произойти в православной стране, где царь считался помазанником Божьим? Где за веру и Отечество люди всегда готовы были сложить голову? Почему русский народ так доверчив? Эти вопросы и поныне волнуют многих из нас, ибо в ответе на них - ключ в разгадке дальнейших смутных времен в нашей стране, когда с молчаливого согласия народа к власти приходили всякого рода авантюристы, обрекающие его же на вымирание. Только в период с 1604-го по 1612 год на Руси появилось несколько самозванцев, выдававших себя за убиенного царевича Дмитрия, и каждый из них находил у народа определенную поддержку. А сколько таких самозванцев было в новейшей истории России...
Глеб Подгородинский играет Лжедмитрия человеком, полным молодого азарта, самолюбования, непомерного тщеславия и щенячьего восторга от происходящего. Кажется, невозможно не поддаться его всесокрушающему обаянию, не поверить, что такие светлые глаза не могут лгать. И только в некоторые мгновения, когда, например, он с подобострастием целует руку коварной Марине Мнишек (Елена Харитонова), вдруг начинаешь видеть, что это раб, рожденный угождать, что на самом деле ему никогда не стать настоящим царем.
Его противоположность - Василий Шуйский в исполнении Бориса Невзорова, недавно принятого в штат Малого театра. В начале спектакля он выглядит заурядным царедворцем, старающимся держаться в тени своих единомышленников. Но по мере нарастания событий голос его крепчает, спина выпрямляется, и уже не удивляешься, что именно в его лобастой голове рождается план захвата власти. Шуйский оказывается опытным заговорщиком и стратегом. Он и в тени-то до поры до времени находился потому, что хорошо изучил психологию своего народа. Знал, что тому надо дать хорошенько настрадаться от иноземцев, чтобы бунт назрел сам собой, и уж тогда ничто не сможет сдержать его гнев. "Или плаха, или золотая шапка Мономаха", - восклицает в спектакле будущий правитель России. Но продержаться на троне после низвержения Лжедмитрия ему суждено было всего четыре года...
Театральные события посетила