По сравнению с 2004 годом реальные денежные доходы населения России в минувшем году выросли на 8,3 процента. Инфляция обесценивает большую часть прироста пенсий и зарплат. Дорожали прежде всего самые массовые, самые потребляемые товары: мясо и птица - на 18,6 процента, фрукты и овощи - на 14,3, рыба - на 12,7 процента. Не зря экономисты называют инфляцию дополнительным налогом на бедных, ибо по ним она и ударяет в первую очередь.
Глава правительства, понятно, по согласованию с президентом, на последнем заседании заявил, что невыполнение запланированных параметров по инфляции будет рассматриваться как профнепригодность и несоответствие занимаемой должности руководителей профильных министерств. Не исключено, правда, что в таком случае придется уволить чуть ли не половину правительства.
Руководители экономического блока и Центрального банка не раз подчеркивали, что инфляция в России носит немонетарный характер. Проще говоря, устойчивый рост цен не связан с проводимой ими финансовой политикой. В какой-то мере это действительно так. Не случайно же президент Владимир Путин в связи с инфляцией говорил о необходимости обуздать в первую очередь тарифы ЖКХ, рост которых уже вызвал публичные протесты населения. Решение перевести ЖКХ на самоокупаемость было волевым решением, экономически недостаточно просчитанным. Еще одна причина бурной инфляции - рост тарифов естественных монополий. Они, как известно, обслуживают не только население, но и всю экономику, и с удорожанием каждого киловатта электроэнергии, каждого кубометра газа тоже раздувают цены. К тому же не удается сдержать рост цен на бензин и другое горючее. Думается, правительство могло бы волевыми усилиями повлиять на ряд, как любят говорить чиновники, позиций, опустошающих наши карманы.
В начале года эксперты высоко оценили пакет антиинфляционных мер, предложенных Минфином и Минэкономразвития (установить предельные тарифы на ЖКХ, увеличить сумму гарантий по вкладам с 100 тыс. до 200 тыс. руб., выпустить ценные бумаги для населения и стимулировать создание фондовых магазинов, разработать компенсационные механизмы защиты прав неквалифицированных инвесторов). Эти меры тоже в значительной степени могли бы способствовать снижению инфляции.
Об опасности инфляционного взрыва не раз предостерегал министр финансов Алексей Кудрин, напоминая, что поспешное и бессмысленное с точки зрения экономики снижение НДС до 13 процентов в ближайшие три года увеличит инфляцию, чрезмерно укрепит рубль, создаст ситуацию бюджетного дефицита, который придется покрывать за счет средств Стабилизационного фонда, а это, в свою очередь, ухудшит макроэкономическую ситуацию. Минфину также пришлось пойти на компромисс, увеличив с начала года "цену отсечения" от нефтяных доходов с 20 до 27 долларов за баррель, и возросшие доходы бюджета сыграли роковую роль: маховик инфляции начал раскручиваться. Использование средств Стабилизационного фонда внутри страны может еще больше повысить инфляцию - до 20%, считает глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.