ШЛЮЗЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ?

Оборудование и сооружения старейшего в стране канала им. Москвы сильно изношены. Это может привести к техногенным катастрофам. По официальным данным, на этом воднотранспортном предприятии предкризисное положение. Износ основных фондов превышает 53 процента, гидросооружения выработали свой ресурс на 77 процентов, многие из них в предаварийном состоянии. Средний износ флота - 98 процентов! И все это, несмотря ни на что, продолжает работать, каждый день угрожая безопасности москвичей и экологии столицы.

Необыкновенную картину можно наблюдать в месте пересечения канала им. Москвы с Волоколамским шоссе. Прямо над головами пешеходов и водителей время от времени величаво проплывают суда. Канал - уникальное архитектурное и гидротехническое сооружение. Два миллиарда кубометров воды в год перекачивают пять насосных станций.
О соединении с Волгой задумывался еще Петр I. Выясняя возможности постройки такого канала, неугомонный монарх не раз выезжал в город Дмитров, лежащий между Москвой и Волгой. Но осуществить задумку удалось лишь два столетия спустя. К концу 20-х годов прошлого столетия столица, стремительно развивающая экономику, "выпила" практически всю воду из Москвы-реки. Проблему снабжения города питьевой и технической водой необходимо было решать немедленно.
Перегородив Волгу близ деревни Иваньково (ныне Дубна) и тем самым подняв уровень воды в реке на 11 метров, строители создали Иваньковское водохранилище, более известное как Московское море. Здесь и берет свое начало канал протяженностью 128 километров. Его строительство, начатое в 1932 году, было завершено в рекордно короткий срок. Уже в 1937-м его ввели в эксплуатацию. Для сравнения: Суэцкий канал возводился более десяти лет. Строили канал им. Москвы тысячи зэков из сталинских лагерей. Вручную, денно и нощно, рыли непослушную почву, таскали камни для укрепления берегов.
В итоге белокаменная получила достаточное количество воды для своих нужд плюс удобный судоходный путь. А создание в 1952 году Волго-Донской переправы сделало Москву портом пяти морей.
- В столицу пришла большая вода, - рассказывает главный инженер ФГУП "Канал имени Москвы" Владимир Чаадаев. - А по ней - суда, которые перевозили огромное количество грузов. Наибольший грузопоток пришелся на 80-е годы. Отрасль была на пике своего развития: работала судостроительная промышленность, существовал "фруктово-овощной" водный путь, по которому везли с Нижней Волги, из Астрахани арбузы, помидоры...
Сегодня номенклатура груза изменилась: в основном песок для строительного комплекса, реже - лес, уголь, техническая соль.
- Канал остается работоспособным, - заверяет Чаадаев. - Он выполняет свои задачи, и ему до сих пор нет равных в мире. Но всему есть предел. Если не вкладывать деньги в капитальный ремонт гидросооружений, завтра может случиться большая беда. Гидросооружения - это не только берега и пристани. Это напорные сооружения высотой от двух до 14 метров, огромная масса воды, потерять контроль над которой очень опасно. Особенный риск представляют шлюзы. Все они - в аварийном состоянии.
Если в ближайшее время не принять меры, считают специалисты, уровень воды у Кремля упадет до отметки двух метров. Это грозит не только прекращением судоходства, но и остановкой большинства предприятий - они лишатся водозабора. Остановятся ТЭЦ, снабжающие москвичей теплом и горячей водой. Одновременно могут быть подтоплены некоторые районы города.
Программ по реабилитации канала было принято множество, в том числе и президентских. Для преодоления кризиса разработана Комплексная программа восстановления и модернизации объектов ФГУП "Канал имени Москвы" на 2005 - 2015 годы. На реконструкцию канала им. Москвы требуется около 20 миллиардов рублей. Но пока денег нет.