Премьер настаивал на снижении с 2006 года ставки налога с 18 до 13 процентов. Глава правительства не раз повторял, что без облегчения фискального бремени невозможно реализовать идею удвоения ВВП. Против радикального снижения НДС активно протестовали глава Минфина Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф. Министры подсчитали, что бюджет потеряет 362 млрд. рублей. Возместить потери за счет внутренних резервов не удастся и снова придется прибегать к внешним заимствованиям, чтобы залатать эту дыру.
Заметим, что были и другие предложения. Например, попытаться снизить бюджетные расходы и тем самым компенсировать часть потерь. Или укрепить налоговую дисциплину и повысить собираемость НДС - сегодня этот показатель на уровне 50 процентов. Или использовать для бюджетных нужд часть средств Стабилизационного фонда, где уже скопилось свыше 700 млрд. рублей. Но эти альтернативные идеи были отвергнуты, поскольку требуют пересмотра политики финансово-экономического блока правительства. Минфин по-прежнему главной задачей считает борьбу с инфляцией, а потому употребил все силы, чтобы отстоять в неприкосновенности налоги и Стабилизационный фонд.
В итоге премьер отступил и согласился на компромисс, предложенный А.Кудриным и Г.Грефом. Правительство оставляет 18-процентную ставку НДС, но разрешает вычитать расходы на научно-исследовательские работы из налогооблагаемой базы. Кроме того, предприятиям компенсируют часть затрат на капитальное строительство и введут ускоренную амортизацию при уплате налога на прибыль. Перечисленные меры обойдутся бюджету дешевле снижения НДС - в 230 млрд. рублей. Ну а к вопросу о снижении ставки НДС, как заявил после заседания бюджетной комиссии глава Минфина, "можно будет вернуться через три года".
Это означает, что в ближайшие три года самым тяжелым фискальное бремя будет для малого и среднего бизнеса, который работает легально и исправно платит налоги. Ведь НДС так плохо собирается как раз потому, что от него научились уходить крупнейшие российские компании, построенные как вертикально интегрированные корпорации. Ну а с большим бизнесом, особенно сырьевым, чиновники предпочитают не ссориться, а дружить.