ПОЧЕМ ОНА, ВЛАСТЬ?

Помните, депутатам Госдумы предложили монетизировать их льготы. Что тут началось! И поневоле задашься вопросом: "сколько стоит власть?"

Алексей ЧЕРНЫШОВ, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор политических наук:
- Я согласен с идеей о том, что раз мы предлагаем населению монетизацию льгот, то пора действительно выяснить, во что обходится власть - и депутаты, и министры, и весь парламент. Пора разобраться, что означает сам термин "льготы" - может быть, это и не льготы вовсе, а необходимый "пакет" услуг для нормальной работы депутата и выполнения своих обязанностей?
Понятно, что депутат не может ходить пешком, что он должен передвигаться по стране, что ему нужна мобильная связь... То есть некий набор, который должен быть представлен по статусу и закреплен законодательно. В законе это прописано - но в виде льгот, а депутат Митрофанов предлагал просчитать все конкретно. Например, транспорт: что дешевле и выгодней - вызвать частную машину или пользоваться автопарком? Нужны ли дотации - и в каком размере - на столовую? О правительстве и его "стоимости" людям известно еще меньше, чем о депутатах. Вот почему, когда обсуждали вопрос о его отставке, я предложил создать парламентскую комиссию по ревизии деятельности кабинета, но идею отклонили.
Министр сегодня получает от 100 до 150 тысяч рублей в месяц, плюс всякие накрутки. Депутат живет намного скромнее, но, повторяю, почему бы, скажем так, не "посчитать" всю власть? Общество должно знать, во сколько мы обходимся налогоплательщикам.
Вопрос о "цене" власти - это сторона проблемы ее эффективности. Будь то ветвь законодательная или исполнительная. Вбрасываем какие-то непродуманные реформаторские идеи, после которых Думу и все общество лихорадит несколько месяцев, как это и произошло с законом о монетизации льгот.
Большие проблемы ждут нас и в реформе местного самоуправления. Растет число муниципальных образований, но - где кадры, где финансы, где информационные коммуникации? Нет ответа. Мы не готовы и к этой реформе. Мы вообще не готовы к таким "реформам" - и их надо бы иногда честно и вовремя останавливать, хотя это и мучительный процесс.
Геннадий КУЛИК, председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, академик РАЕН:
- Людей возмущает, когда власть пытается уйти от ответственности. И все эти разговоры о депутатских льготах возникают тогда, когда обществу становится очевидно: власть работает неэффективно.
Я работал в первом демократическом правительстве Силаева, когда нас утверждал Верховный Совет (министров и их замов). В чем были плюсы и минусы той системы? Моя независимость как министра была выше, чем у сегодняшних, - я мог критиковать коллег и не соглашаться с чем-то даже с председателем правительства. Знал, что мое пребывание на этом посту зависит от Верховного Совета. А нынешние ребята живут в условиях комфорта и позволяют себе не готовиться глубоко к обсуждению вопросов. Сумеет ли Фрадков преодолеть это вальяжное настроение коллег и сам стиль общения своих министров с обществом? Срок в два месяца, который дали правительству "на исправление", - это звонок, призыв подумать и над стилем работы, и над эффективностью реформ.
А что происходит сегодня? Например, я посылаю на заключение законопроект, который касается миллионов людей, а поручение "разобраться" дает... аппарат правительства. То есть ни сам Фрадков, ни его замы этот документ не читают, не вникают в проблему, не направляют эту работу! И получается, что важный для страны вопрос решают какие-то начальники департаментов, которые, особо не утруждаясь, могут "замариновать" любой закон. И получается, что они и есть истина в последней инстанции.