ВОЗВРАЩЕНИЕ "ГУБЫ"

Переход на контрактный способ комплектования армии так и не стал панацеей от "дедовщины" и других хронических армейских болезней. В прошлом году за различные преступления военные суды вынесли более 13 700 приговоров - на 4,5 процента больше, чем в предыдущем.

Все "рекорды" побили пограничные войска: там преступность выросла сразу на треть. В Федеральной службе охраны - на 20 процентов. На этом фоне армия выглядит чуть ли не островком благополучия - здесь количество осужденных увеличилось только на 10 процентов. На самом деле, считает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, это очень тревожные цифры. Еще с советских времен повелось, что состояние воинской дисциплины - это якобы проблема исключительно самой армии. И только сейчас, по его словам, мы начинаем понимать, что преступность в погонах можно если не победить, то обуздать только согласованными действиями законодателей, исполнительной и судебной власти. В США, между прочим, где армейская преступность давно застыла примерно на одном уровне, даже ее рост на полпроцента порождает волну разбирательств не только в Пентагоне, но и в Белом доме, и на Капитолийском холме.
В середине апреля Комитет по обороне Госдумы намерен провести специальное заседание по проблемам преступности в Вооруженных силах. На нем планируется обсудить меры по усилению ответственности военнослужащих за нарушения воинской дисциплины. В частности, в армию уже в ближайшее время могут вернуться гауптвахты. Они были ликвидированы указом президента 30 июня 2002 года, поскольку в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод содержать людей под стражей можно только на основании судебного решения. Однако практика показала, что лишение командиров права на дисциплинарный арест повлекло резкий всплеск таких грубых нарушений дисциплины, как "самоволки", употребление спиртных напитков, неуставные взаимоотношения. Парадокс, но сейчас правовых способов воздействия на нарушителя практически не существует. Зачастую у командира остается один аргумент - кулак как последнее средство остановить казарменного хама.
Вместе с тем Комитет Госдумы по обороне предлагает существенно повысить ответственность за преступления против воинской службы и самих отцов-командиров. Сейчас перечень должностных преступлений носит довольно расплывчатый характер - превышение должностных полномочий, например, халатность. Теперь начальники всех степеней будут отвечать перед законом за вполне конкретные правонарушения: отдачу незаконного приказа, применение неуставных мер воздействия, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе и даже неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащих на социальные гарантии. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении Госдумы.