Радищевская гора сплошь застроена частными домишками. Улицы перемешаны с помойками, асфальта почти нет. Я долго кружил вокруг да около, пока не нашел переулок Журавлева. Вот и дом номер 15. Домишко тремя окнами смотрит на улицу. Около трех часов ночи сквозь эти окна к спящим женщинам впрыгнули бандиты, спрятавшие лица под натянутыми на головы чулками. Ворвавшись, они потребовали денег. А когда услышали, что денег нет, кинулись избивать женщин. Били и зверели. Но женщины решили так просто не сдаваться.
- Что там было? Разгром и кровавое месиво. Окна выставлены. Стекла разбиты. Но чтобы люди так защищали себя, я увидел впервые, - рассказал мне следователь Куйбышевского ОВД Иркутска Захар Кухлов. - Когда приехала милиция, ее помощь уже и не требовалась. Двое нападавших лежали на полу, все в крови, хрипели. Третий убежал.
По словам Захара Кухлова, который ведет дело, ни одна из пострадавших не может восстановить полной картины происшедшего. Каждая помнит только обрывки события. Из них он и составил картину нападения и скорого возмездия.
Собак во дворе не было. Семья малообеспеченная. Мать должна была получить заработную плату. Радищево - большая деревня, все все знают... Может быть, именно поэтому бандиты шли сюда? Это все сейчас устанавливается. Стучали, кричали: "Откройте, милиция!" Стали выворачивать окна. Одновременно запрыгнули в квартиру. Началась драка... Бандиты были вооружены ножом, ножками от стола, металлической трубой. Женщины оборонялись тем, что попадет под руку. Олесе под руку попал топор.
- Как она говорит: сначала обухом била. Ударит - он встает, ударит - он встает. Откуда у девчонки только сила взялась. "Я, - говорит, - смотрела телевизор, видела там, как зомби встают - не верила. А сейчас верю. Я ему уже острием по голове бью, а он все равно встает и кричит: "Убью, сука!" Я ему еще раз, а он опять встает". Оборонялись как могли.
Выбора у женщин не было: они защищали свою семью и свою жизнь. Олесе бандиты сломали палец, у Кристины и Николая - ножевые ранения в ногу, младшие Ивановы в шоке. В доме была еще трехлетняя внучка бабушки Маргариты и десятилетняя дочь Маша, которая тоже вела себя мужественно - сумела спрятать маленькую племянницу в шифоньер, запереть ее там, а сама выбралась на улицу.
Личности двоих нападавших - братьев-близнецов, проживающих в том же предместье, милиции известны. У них уже были и задержания, и судимости. Один из них на следующий день скончался в больнице, второй все еще в тяжелом состоянии - два перелома черепа: "Допрашивать его пока нельзя", - сказал Захар Кухлов. Личность третьего установлена, его разыскивают.
Это разбойное нападение прокурор Куйбышевского района Иркутска Светлана Скворчук назвала "архидерзким". В разговоре со мной она сказала, что бандиты получили достойный отпор. И посетовала на то, что ни один из соседей не пришел на помощь пострадавшим: "Никто не вышел!" Уже сейчас Светлана Александровна считает, что женщины ни на йоту не превысили того, что называется "необходимой самообороной". А следователь Кухлов считает, что семье Ивановых сейчас нужна помощь психолога: слишком сильное потрясение пережили все они: "Сутки целые говорить не могли - голоса все посрывали". Но счастливы тем, что все живы.