- Владимир Николаевич, как вы сами расцениваете нынешнюю ситуацию в Молдавии? Что послужило причиной митингов оппозиции, а что - поводом?
- Причины - на виду: мы наступили на хвост мафии, которая, словно удав, сдавила государство, его экономические и социальные структуры. Принятые нами законодательные решения задели глубинные интересы коррумпированных кланов, причем на обоих берегах Днестра. Так, по маршруту Тирасполь - Одесса создан свободный коридор контрабанды, по которому ежегодно доставляется только оружия на 2 миллиарда долларов. В том числе и в Чечню. Мы же предлагаем установить совместные таможенные посты с участием представителей нейтральной страны, скажем, Германии, которые поставят все это под настоящий таможенный контроль.
Многие бывшие руководители республики, которые сейчас, несмотря на различие в политических пристрастиях, резко объединились в так называемую оппозицию, за 10 лет своей власти обросли на государственных постах частными фирмами, выстроили целые "вертикали" этих фирменных интересов. Они окружили себя частоколом законов, которые защищают их произвол. Скажем, закон Молдавии о свободных экономических зонах позволяет разливать миллионы бутылок знаменитого коньяка "Белый аист" и увозить их из страны, не платя налогов.
Тот же закон о "duty free"... В то время как в Москве всего лишь несколько магазинов беспошлинной торговли, в Молдавии таковых 44. Представьте себе, что у нас в республике есть даже закон о частных таможенных складах - никто и нигде в мире ничего подобного не слышал. Подоплека всего происходящего проявляется уже хотя бы в том, что оппозиция митингует, но не предъявляет претензий по сути.
Русский язык - это лишь повод. Постановление о его преподавании со 2-го класса в молдавских школах было принято еще в августе прошлого года, но националисты почему-то только сейчас проснулись. Кстати, этим решением мы хотели всего лишь синхронизировать изучение русского с другими европейскими языками, уроки которых начинаются со 2-го класса. Протест против введения "Истории Молдавии" вместо "Истории румын" также несерьезен. Из всех стран, зарегистрированных в ООН, мы единственная, которая изучает историю другого государства как свою. Надо ли доказывать: если Молдавия - суверенная и независимая республика, наша родина, то надо иметь, уважать и знать историю своей родины.
За акциями протеста, организованными Христианско-демократической народной партией во главе с Рошкой, кроются интересы мафиозных и коррумпированных кланов, с которыми нынешняя власть ведет войну. Все эти перманентные манифестации имеют свои цели и свою стоимость. Один митинг стоит до 30 тысяч долларов в день, причем независимо от количества митингующих. Эта сумма проплачивается из так называемого фонда Смирнова - Антюфеева. Те, кто потерял власть в Кишиневе, создали специальную группу, которая вошла в контакт с командой Игоря Смирнова из Приднестровья. Таким образом, мафиозный клан, существующий на правом берегу Днестра, вступил в союз с левобережными "братанами".
У меня есть информация о том, что на свержение президента Воронина и нынешнего руководства выделено 200 миллионов долларов. Они собираются действовать беспрерывно, в режиме нон-стоп и свалить законно избранную власть.
- У нынешней молдавской власти, имеющей парламентское большинство, выходит, не хватает сил, чтобы навести порядок в стране?
- Однако не все так однозначно. Если бы речь шла о том, чтобы навести порядок любым способом, то все было бы проще. Но мы говорим о демократии, привержены ее принципам, значит, должны следовать нормам этой демократии и действовать законными методами. Скажем, легко разогнать митинг полицейскими дубинками, тем более что он не санкционирован и проводится в нарушение действующего закона об организации и проведении собраний. Но мы не пойдем на применение силы к учащимся 7 - 10-х классов, на что провоцируют нас организаторы манифестаций. Ведь большинство из тех, кто собирается на площади, - это несмышленые юнцы, которые за 25 леев выкрикивают лозунги, смысла которых не понимают. Им же невдомек, почему оппозиционеры начали митинг с русского языка, а сейчас требуют отставки правительства и досрочных парламентских выборов? И это притом, что наложен мораторий на введение русского языка со 2-го класса.
Увести ребят с площади, на мой взгляд, должны сами родители. Думаю, и преподаватели учебных заведений, которые за 100 леев выводят на улицы школьников и студентов, подвергая их риску, должны образумиться. Представьте себе, что может случиться, если какой-нибудь безумец бросит ту же петарду в толпу детей? Вот этого мы боимся. Учителя должны соответствовать своему высокому званию и назначению, в данном же случае они нарушили всякую профессиональную этику. К счастью, многие начали задумываться, и митинги идут на убыль. Мы, конечно, ведем разъяснительную работу среди людей, а своих оппонентов будем разоблачать всеми возможными средствами.
- Многие в России удивляются тому, что русскоязычные граждане Молдавии, русские общины не выходят на альтернативные митинги в защиту своих интересов. По этой причине вас упрекают в том, что вы не сумели мобилизовать свой электорат и оказались в изоляции.
- Упаси нас Бог от всяких альтернативных митингов! Ведь это, по сути, шаг к гражданской войне. Могу сказать, что в сложной нынешней ситуации граждане Молдавии, говорящие на русском языке, проявляют выдержку и спокойствие, чем демонстрируют свою силу и гражданскую ответственность.
Если же говорить о перспективах русского языка в Молдавии, то он здесь жил, живет, и будет жить, и никакими английским, немецким, французским и прочими языками его не вытеснить. Русский язык широко изучается в наших школах, русским языком в республике владеют почти все, надеюсь, так будет и дальше.
Лично я - самый ярый сторонник билингвизма в нашей стране, и хочу, чтобы все молдаване знали русский язык, а все русскоязычные - молдавский. Это моя мечта как президента. Да, языковые вопросы надо решать взвешенно, и если потребуется, то мы выйдем и на референдум. Пусть вопрос о статусе русского языка решает сам народ.
В течение года мы подписали базовый договор с Россией о дружбе и сотрудничестве, который предыдущие власти 9 лет держали под сукном. Этот договор поддерживается и приветствуется всем народом, ибо он помог решить нашей стране многие проблемы. В том числе и такие стратегические, как устойчивое обеспечение республики природным газом и электроэнергией. Электроэнергия, которая начнет поступать в Молдавию после 1 апреля, теперь будет дешевле примерно на 30 процентов.
- В нашем разговоре нельзя обойти молчанием проблему Приднестровья. Местная пресса обвиняет вас в том, что именно вы сорвали переговорный процесс...
- Все, что называется переговорным процессом за прошедшее десятилетие, являлось имитацией переговоров, которая устраивала обе стороны, находящиеся у власти. Они делали вид, якобы идут переговоры, затуманивая головы и населению обеих берегов Днестра, и представителям ОБСЕ. Я не хочу потворствовать приднестровским коллегам, чтобы они, прикрываясь переговорами, продолжали свои неблаговидные дела.
- Странная ситуация: вы - союзник России, Игорь Смирнов - тоже вроде бы союзник России, а договориться не можете.
- Исходя из чего, вы причисляете Смирнова к союзникам России? Он - союзник со всеми, кто выгоден. Сейчас, когда официальная Москва заняла однозначную позицию в отношении Приднестровья, Смирнов пошел на сближение с Киевом.
Для того чтобы придать переговорам динамичный характер, мы выступили с предложением о праве Приднестровья на автоматическое отделение от Молдавии в случае ее объединения с Румынией. Мы готовы закрепить это конституционно. Главное мое требование - Игорь Смирнов должен гарантировать беспрепятственный вывоз российского вооружения из Приднестровья и совместное осуществление таможенного контроля.
- Есть ли роль других государств в создании напряженной ситуации в Молдавии?
- Идеологическое обеспечение оппозиции осуществляется из Румынии через различные фонды. Не секрет, что сейчас румынское правительство приняло решение выделить 3,5 миллиона долларов на финансирование в Молдавии правых газет, которые поддерживают "унионистское движение", то есть объединение Молдавии с Румынией. Естественно, кто платит, тот и заказывает содержание статей. Скажите, разве это не вмешательство во внутренние дела Молдавского государства?
- Чем объяснить непоследовательность предпринятых действий? Вы, например, приостанавливаете деятельность Христианско-демократической народной партии на месяц, но через несколько дней меняете это решение. Даете обратный ход и с русским языком...
- Приказ об обязательном изучении с первого января русского языка со 2-го класса в молдавских школах был явно поспешным решением министерства образования. К сожалению, для его реализации не подготовлена в должной мере и учебная материальная база.
Если говорить о приостановлении деятельности ХДНП на месяц, то в Европе поднялся такой шум, что мы пошли им навстречу и отозвали свое решение. Мы рассчитывали на то, что солидные европейские организации, которые всех поучают, как правильно жить, как быть демократами, приедут в Кишинев, на месте посмотрят на вакханалию и сами дадут оценку. Прошло 2 месяца, но они по-прежнему издалека наблюдают за событиями и советуют не применять силы, как будто мы сами не понимаем, что перед нами, по сути, дети.
Кстати, по международной конвенции, которую подписали все страны мира, в том числе и мы, детей нельзя вовлекать в политику. Эта конвенция у нас ратифицирована и имеет силу закона. В соответствии с ней будут привлекаться к уголовной ответственности организаторы митинга, которые сразу же по предъявлению обвинений начали апеллировать к Международному суду по правам человека.
К сожалению, в нынешней ситуации в отношении Молдавии западные демократы применяют двойной стандарт. Мы не пытаемся быть ни социалистами, ни социал-демократами, однако обращаю внимание на то, что в наших современных программных документах, как и в конкретных действиях, сегодня демократии и правопорядка больше, чем у тех, кто под демократическими лозунгами разворовывает страну или разжигает социальную и национальную вражду в обществе.
За прошедшее после выборов время мы действовали в условиях полного отсутствия внешнего финансирования. Сразу же после победы нам закрыли двери многие европейские и международные финансовые институты, в том числе и Всемирный банк. Однако мы справились и более того, впервые за 10 лет увеличили валовой внутренний продукт не на полпроцента, как было, а на шесть, объем товарной продукции возрос на 14 процентов. В прошлом году средняя зарплата в республике возросла на 28 процентов, пенсия увеличилась в 1,6 раза. Кстати, всем участникам второй мировой войны мы дали персональную надбавку в 2 - 3 раза выше пенсии. Всем участникам войны и инвалидам обеспечили бесплатный транспорт. И это в тяжелых условиях, когда западные финансовые структуры не хотели помогать пришедшим к власти коммунистам.
- Оппозиция упрекает вас в том, что коммунисты стремятся установить монополию на власть, и настаивает на создании коалиционного правительства во главе с Думитру Брагишем.
- Мы имеем конституционное большинство в парламенте, зачем же нам делиться властью? Думаю, такой подход соответствует всем демократическим принципам. Это во-первых, а во-вторых, с кем делиться - с теми, кто проиграл? Во время выборов тот же Брагиш был премьер-министром и сполна использовал весь административный ресурс в свою пользу на выборах. Тем не менее вдребезги проиграл их. Значит, народ отверг его, нельзя же столь цинично игнорировать мнение избирателей.
И все же мы пошли на определенные компромиссы в этом вопросе. Придя к власти, поменяли только трех министров из 15, входящих в состав кабинета министров Молдовы. Думаю, в этом кроется одна из наших тактических ошибок. Мы дали возможность коалиционному правительству, создания которого сегодня добивается оппозиция, проявить себя в деле. Однако коалиционные министры и иже с ними заботились больше не о государстве и простом народе, а о себе. Более того, некоторые из них в определенных случаях пошли на саботаж.
В сложившейся ситуации я, конечно, очень переживаю, чтобы экстремисты не спровоцировали массовые беспорядки. В таком случае власти придется применять все соответствующие силы для наведения порядка, как это принято и в западных цивилизованных странах. Это единственное, чего мне очень не хочется.