В последние годы пресса постоянно говорит о жуткой переполненности российских тюрем и
В последние годы пресса постоянно говорит о жуткой переполненности российских тюрем и следственных изоляторов. Даже пенитенциарные чиновники высокого ранга вынуждены признавать, что условия содержания заключенных зачастую сродни пытке. Откровенно неблагополучна санитарно-эпидемиологическая обстановка в местах лишения свободы. Лет 5-7 назад речь шла в основном о пугающей динамике роста числа больных туберкулезом. Теперь прибавилась еще одна грозная напасть: чуть ли не в геометрической прогрессии растет в зоне количество ВИЧ-инфицированных и наркоманов. Если в 1995 году среди зэков было зафиксировано всего 7 носителей этого смертельно опасного вируса, то к концу 2001 года их число приблизилось к 30000. Неутешителен и прогноз специалистов. К концу года число ВИЧ-инфицированных в местах лишения свободы достигнет 42 тысяч!
А тут еще - явная тенденция быстрого увеличения больных наркоманией, нуждающихся в принудительном лечении. Таковых в 1998 году было 15 тысяч, в 1999-м - 21 тысяча, к середине 2000 года - уже 30 тысяч. В нынешнем году общее число наркоманов дойдет, полагают, до 90 тысяч.
Опасность подобного развития ситуации наверняка осознают руководство страны, Минюст, в ведении которого находятся пенитенциарные учреждения. Более того, за последние два года в медучреждениях уголовно-исполнительной системы увеличена так называемая коечная емкость противотуберкулезных стационаров на 3,5 тысячи мест, открыты 4 специализированных лечебных учреждения на 2,8 тысячи мест. И тем не менее в целом положение дел плачевное.
- Сегодня уголовно-исполнительная система располагает 37 туберкулезными больницами и 57 колониями для содержания осужденных, страдающих этим недугом, - рассказывает главный фтизиатр медицинского управления ГУИН Минюста Светлана Сидорова. - Однако для лечения больных туберкулезом нам не хватает почти 12 тысяч мест в больницах, а в спецколониях - более 14 тысяч. В среднем эти лечебно-исправительные учреждения сегодня переполнены на 15-20 процентов.
- А почему, на ваш взгляд, столь резко растет в местах лишения свободы число наркоманов, ВИЧ-инфицированных, туберкулезников?
- На этот вопрос могу коротко ответить так: не потому, как думают непосвященные в проблему обыватели, что тюрьма стала рассадником этих заболеваний. Во всех СИЗО до 90 процентов больных туберкулезом, что называется, обнаружили "на входе". То есть они получили заболевание на воле. И лишь 10 процентов заболели "внутрикамерно". Что касается ВИЧ-инфицированных и наркоманов, то почти все они обрели свои недуги до появления в СИЗО. Можно сказать, болезни, которыми страдают люди в местах лишения свободы, - своеобразный срез, если хотите, диагноз состояния общества, показатель уровня развития здравоохранения...
Вызывает тревогу тот факт, что многие из нынешних почти 100 тысяч больных туберкулезом по окончании срока наказания выходят на свободу недолеченными, распространяя заразу уже на свободе.
Кстати, по мнению Светланы Сидоровой, можно вылечить практически любого больного туберкулезом за 15 - 20 месяцев, но - при наличии современных медпрепаратов, хорошего питания и достойного содержания. Увы, ничего из этого наша зона дать не может.
Где же выход из почти тупиковой ситуации? Какие меры власти предпринимают в борьбе с опасными заболеваниями в местах лишения свободы?
Ответственный сотрудник медицинского управления ГУИН Минюста РФ Владимир Савраскин сослался на государственную программу, утвержденную правительством 13 ноября 2001 года.
Ее основная задача - предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними. Программой предусмотрены, скажем, противотуберкулезные лечебно-профилактические мероприятия в пенитенциарной системе, на которые госбюджетом на 2002 год выделено 350 млн. рублей. Плюс 63,8 млн. рублей - на оснащение лечебных учреждений. Конечно, средства изрядные, но совершенно недостаточные, если учесть, что лечение одного больного резистентной формой туберкулеза обходится почти в 108 тысяч рублей.
Что же касается ВИЧ-инфицированных и наркоманов, оказавшихся за решеткой, то названной программой средства на их лечение вообще не предусмотрены. Почему-то эти болезни даже не вошли в перечень недугов социально опасного характера...