- На государственных предприятиях и на тех, где государство имеет определенную долю и контролирует частный капитал, у нас до сих пор, несмотря на переход к рынку, зарплата формируется и выплачивается по тому же принципу, что и при централизованной плановой системе. Зарплата в советское время была встроена в механизм общего централизованного государственного управления. Тогда все доходы были государственными, но и расходы оно брало на себя. Это и пенсии, и образование, и здравоохранение, и отдых. Государство финансировало железные дороги, воздушное сообщение - потому и стоимость билетов была низкой.
Как выстраивались цены на любом предприятии? Себестоимость плюс самая небольшая прибыль. А капиталовложения для развития шли за счет государства. Конструкторские, опытные работы тоже за государственный счет, правда, по минимуму.
И чтобы иметь на все это деньги, у предприятий забирали практически всю прибыль и даже часть амортизационных отчислений, а зарплата была минимальной. Налог с нее в среднем составлял 7 процентов, на оплату коммунальных услуг уходило 3 процента. Остальное шло на покупку продовольствия и промтоваров, ну, может быть, малая толика на отпуск. Работали, чтобы поддержать жизнь. Система - предельно неэффективная. Она сдерживала рост производительности труда, потому и изжила себя.
- Но вот начался переход к рынку, либерализовали цены. Они резко выросли, зарплата же поднялась в меньших размерах, так что реальные доходы намного сократились...
- Изменения произошли гораздо более радикальные. Примерно две трети предприятий теперь частные, государство ничего не вкладывает в них. И потому оставляет им значительную часть прибыли, чтобы они могли сами расходовать ее на развитие. Бюджет страны резко сократился. У государства нет денег, чтобы платить нормальные пенсии, содержать здравоохранение, дотировать отдых. Все это в условиях рыночной экономики люди оплачивают из своей зарплаты и дохода. Экономика в России стала рыночной, а зарплата осталась "советской" - денег не хватает ни на лечение, ни на отдых, ни на покупку квартиры. Мы ведь до сих пор "на жизнь", то есть на товары и услуги, тратим до 70 процентов заработанного. Для сравнения скажу: в рыночных странах на оплату товаров и услуг в среднем уходит 25-35 процентов заработанного, 30-35 - налоги, до 25-30 - жилье и коммунальные услуги, 5-10 - на будущую пенсию, 5 - страховка за здравоохранение. Откладывают также на отдых, на платное высшее образование детей. В западных странах доля оплаты труда в стоимости продукции больше, чем у нас, и производительность труда выше.
Мы пытаемся ввести персонифицированные накопительные пенсии. Но из чего будет накапливать их работник? Только снижая свое потребление, которое и так достаточно низко. Нет места в его бюджете и для страховки здоровья - если серьезно заболеет, то лекарств дорогих не купит. У подавляющего большинства людей, живущих на зарплату, нет средств для улучшения жилищных условий. Да и у государства на это нет денег, оно кое-как финансирует только содержание существующего.
- Но ведь поддержание здоровья и нормальное жилье - главные потребности человека. Как же быть, если на это ни и у государства нет средств, ни в зарплате работника ничего не остается?
- В этих вопросах положение у нас просто катастрофическое. Если по уровню образования мы входим в число 15 передовых стран мира, то по уровню здравоохранения занимаем лишь 123-е место, здесь дела у нас хуже, чем в большинстве даже слаборазвитых стран. По данным мкровой статистики, мы тратим на здоровье 3 доллара на человека в месяц, а американцы - 300. Ни в одной области жизни нет такого разрыва. Смертность у нас почти вдвое превышает рождаемость.
Вторая острейшая проблема - жилье. Дом - это место, где человек проводит большую половину своей жизни. И если дом сырой, холодный, если в нем нет горячей воды, а иногда даже холодной и канализации - как жить? А скученность? О каком увеличении рождаемости может идти речь, когда взрослые дети живут с родителями, а это в России сплошь и рядом. И работающие дети не могут купить жилье, и у государства нет средств на строительство квартир, которые оно давало бы бесплатно.
- Так что же - тупик?
- Да. Один тупик - для населения, которое не может удовлетворять свои первейшие, самые насущные потребности. Другой тупик для государства, вынужденного брать на себя расходы, которые ни одно государство с рыночной экономикой не берет, - на две трети содержать жилой фонд, полностью оплачивать пенсии. Причем жилье стареет - средств на его содержание нужно все больше и больше. Число пенсионеров увеличивается (у нас их уже 40 миллионов), и потому пенсионные расходы растут. А раз госбюджет в тупике, то платим по самым минимальным ставкам: наши пенсии просто недостойны людей. Надо отметить, что в странах с истинно рыночной экономикой пенсионеры едва ли не самая обеспеченная часть населения.
- Каким образом это достигается?
- Несколько десятков лет они трудились и каждый месяц откладывали деньги в Пенсионный фонд. Средства пенсионеров находятся под защитой государства, их вкладывают в выгодные инвестиционные проекты, они прирастают. Пенсии за рубежом достаточно велики, вы же заметили, что многие иностранные туристские группы состоят из пенсионеров, у них много денег, они могут себе это позволить. К концу работы они уже выплатили за свой дом, который купили по ипотеке в рассрочку на 30 лет, дети живут отдельно, старикам такой большой не нужен, могут продать - а это тоже большие деньги - и купить себе меньший.
Почему я об этом говорю? Да потому, что хочу подчеркнуть: нищенская пенсия наших стариков - это не только их унижение и нужда. Это и отсутствие стимула к труду у молодых - ужасный пример для тех, кто сегодня трудится: работай, работай - все равно окажешься в нищете. Так что жилищно-коммунальная, пенсионная реформы действительно назрели...
- Средняя зарплата по стране у нас сегодня около 2400 рублей. Налог подоходный 13 процентов - где-то сто тридцать долларов в год. Действительно, откуда же будут в бюджете деньги на пенсии, содержание жилья, на оборону, армию?
- В том-то и дело, что источник всех этих поступлений один - бизнес. В налоговых сборах государства лишь 8 процентов дает население, а 92 - предприниматели. Нигде в мире бизнес так не перегружен сборами - налог с прибыли, с продаж, налог на добавленную стоимость. В валовом внутреннем продукте налоги и сборы составляют 30 процентов. Из них население платит 3, а бизнес 27 процентов. Но ведь есть убыточные предприятия, у которых прибыли нет, и они недоплачивают налоги, есть обширная теневая экономика, уходящая от налогообложения. Если бы не это, доля бизнеса была бы намного выше.
- Если государство так "обдирает" предприятия, как смогут они обеспечить экономический рост?
- В том-то и дело, что не смогут. Мы страна с низким уровнем экономического развития. По уровню внутреннего валового продукта, который приходится на душу населения (а это основной экономический показатель), мы находимся где-то в шестом десятке государств. Как считает Мировой банк, у нас он равен 3,5 тысячи долларов. Для сравнения: в Америке - 30 тысячам, в Европе - 20-25, в Испании - 16, Греции, на Тайване, в Южной Корее - 10-12, в Словении, Чехии - около 10 тысяч долларов. Всего в мире 6 миллиардов человек, из них один миллиард живет в странах, где внутренний валовой продукт на душу населения больше 10 тысяч долларов. Эти страны и называются развитыми. Я говорю об этом, чтобы было ясно, где мы находимся.
- Выходит, чтобы идти вперед, мы должны развиваться быстрее, чем развитые страны?
- Естественно. Если инвестиции в развитие составляют 10-15 процентов валового внутреннего продукта, прирост будет максимум 2-3 процента в год. А нам нужно 5-8. Значит, и доля инвестиций должна составлять 20-25 процентов. Иностранные инвесторы пока не спешат к нам. Выходит, рассчитывать надо на то, что сами предприятия будут вкладывать в развитие. А если их облагать непомерными налогами, то это попросту невозможно. Вот вам и третий тупик - для предприятий.
- Три тупика - социальный, бюджетный и производственный. Как разорвать этот заколдованный круг?
- Все дело в уровне зарплаты. У нас она даже ниже, чем диктует производительность труда. Разорвать эту порочную систему можно лишь одним - сделать уровень зарплаты соответствующим рыночной экономике. Мы просчитали: если увеличить зарплату в два раза (постепенно, но не растягивая этот процесс на годы), люди смогут оплачивать квартиры и коммунальные услуги по нормальной рыночной цене - это процентов 15 заработанного,10 - отдавать на накопительную пенсию, 5 - в виде страховки на здоровье...
У нас сейчас и бедные и богатые платят подоходный налог в 13 процентов. Чтобы богатые платили больше, надо ввести налог на недвижимость (больше квартира, дом с участком, лучше машина - больше налог). Во всем мире такой налог - главный доход местных органов власти, и к тому же это богатство видимое, оно легче поддается обложению.
Инициатором реформы должно выступить государство - повысить зарплату бюджетникам, на государственных предприятиях и там, где оно имеет контрольный пакет акций. В несколько раз повысить обязательный для частного сектора минимум оплаты труда. За счет того, что увеличатся налоги, что из бюджета не будут так много перечислять на пенсии, нести расходы на содержание жилья. Если в среднем по стране зарплата достигнет 5 тысяч рублей, то минимум должен быть хотя бы 1200. Это норма развитых стран - минимум в четыре раза меньше средней (а у нас сейчас в 20 раз!). Придется удвоить и пенсии - пенсионеры ведь тоже станут полностью платить за квартиру и медицинскую страховку.
- Однако в результате этой реформы потеряют предприниматели. Повысится минимум зарплаты, вырастет и средний ее уровень - это приведет к увеличению себестоимости и прибыли сократятся...
- Да им придется поступиться частью своей прибыли. Но в то же время они и выиграют. Мы подсчитали: в 3-4 раза увеличатся сборы с населения - больше зарплата, налог на недвижимость. За жилье и коммунальные услуги люди в основном будут платить сами. А за счет этого можно будет сократить налоги с предприятий, примерно в полтора-два раза. У них останутся деньги на развитие, те самые инвестиции, которые нам так необходимы.
- Больше зарплата, но больше и расходы. В общем-то люди ничего не потеряют, но и не приобретут...
- Не совсем так. Богатые немного проиграют: за жилье - у них оно лучше - станут платить больше, будет введен и налог на недвижимость. Ведь сейчас десять процентов богатых получают двадцать процентов социальных жилищных льгот, а двадцать процентов бедных - всего пятнадцать. У нас разрыв между богатством и бедностью колоссальный. Конечно, останутся семьи, которые и при новой зарплате не смогут полностью оплатить жилье. Но для них должны быть адресные субсидии. Больше того, надо будет ввести субсидии и на охрану здоровья. Так делается во всех странах. Очки, к примеру, в США стоят 100-200 долларов, но бедные платят в несколько раз меньше.
Выиграет в целом страна. Это прежде всего рост инвестиций. Потом повышение производительности труда. Ведь при низкой зарплате и производительность труда низкая. Люди будут дорожить рабочим местом, предприниматели станут избавляться от ненужных работников, не будет держать лишних людей - им это станет просто невыгодно.
- Но тогда увеличится безработица?
- Конечно. Но государство должно создавать новые рабочие места и прежде всего поощрять мелкий бизнес. Нам нужно иметь как минимум 5 миллионов малых предприятий. А у нас их зарегистрировано всего около 900 тысяч. Известно, как в мире развивают малый бизнес - льготы для начала, благоприятные условия существования. Создал же Клинтон за время своего президентства дополнительно 8 миллионов рабочих мест. Так что и мы сможем!