ОТДАЧА СЕВЕРНЫХ НЕДР

Москва и Ханты-Мансийский автономный округ, как говорят в Одессе, - "две большие разницы". Столица - она и есть столица, а сибирский округ... Это, кажется, там, где полно медведей и мошкu? Когда пошла большая нефть, Ханты-Мансийский округ благодаря Самотлору приобрел всесоюзную известность. Миллионы людей ехали туда за романтикой, подкрепленной "длинным рублем". Рубль, впрочем, оказался не таким уж и длинным, зато очень нелегким. Развал СССР почти точно совпал по времени со спадом бурного освоения нефтяной Сибири. Об округе не то чтобы совсем забыли, но прежнего энтузиазма комсомольских строек здесь больше не наблюдалось. Да и нового Самотлора открыть не удалось. Нефтяники потихоньку разъезжались по домам...

За двадцать лет эксплуатации скважин регион выдал нефти на сумму почти в триллион долларов в современных ценах. И дала их стране территория, где проживает менее процента всего ее населения.
В Москве, как известно, нефть не добывают - "делают" деньги. В Сибири занимаются и тем и другим. Ханты-Мансийский округ - это более половины российской нефти, или пять процентов мировой. Это первое место в России по объему промышленного производства и второе (после Москвы) по доходам бюджета и капитальным вложениям. Выходит, Москву и Ханты-Мансийский автономный округ все-таки можно поставить рядом хотя бы по экономическим показателям и по уровню социальной защиты.
Есть расхожее мнение: о власти нужно судить по тому, как она относится к старикам и детям. Хорошо - власть замечательная, а если плохо, то... Не будем следовать этой логике, а то получится, что абсолютному большинству россиян с начальством не повезло: пенсии повсюду мизерные, плата за коммунальные услуги съедает их чуть ли не целиком. Многие ветераны давно сидят на молоке и хлебе, а некоторые попросту нищенствуют.
Ханты-Мансийский округ входит в число тех исключительно редких регионов России, где федеральные законы об адресной социальной помощи, о ветеранах, социальной защите инвалидов выполняются безукоризненно. Более того, здесь приняты и реализуются еще 44 региональные социальные программы. В свое время губернатор округа Александр Филипенко сказал: "Мы будем проводить свою социальную политику, не дожидаясь решений на федеральном уровне". Свое слово он держит.
На сегодняшний день задолженности по выплате пенсий в округе нет. Кроме того, для поддержания достойного уровня жизни ветеранов введены так называемые губернаторские доплаты, которые из года в год растут и составляют ныне от 200 до 600 рублей в зависимости от стажа и заслуг. Заметим, что с 1 февраля размер федеральной минимальной пенсии составляет 410 рублей. Вот и выходит, что даже доплата к пенсии в округе сопоставима с размером федеральной пенсии. В регионе функционируют еще и четыре негосударственных пенсионных фонда и один региональный филиал такого фонда. Все они находятся под жестким контролем специально созданной инспекции. Они выплачивают вторую, дополнительную, пенсию. Это, согласитесь, большое подспорье для ветеранов.
Даже Москва пока не может позволить себе вторую пенсию. В конце января - начале февраля столичное правительство "пробило" всего лишь надбавку, вместе с которой пенсия дотягивает примерно до 700 рублей. Есть еще один регион, который по уровню пенсий сопоставим с московским, - Самарская область. Все это, конечно, похвально, дай Бог здоровья местным руководителям, но до округа им еще далеко - речь-то ведь идет лишь о прибавках к пенсии, а не о вторых выплатах.
К ветеранам, особенно участникам освоения Ханты-Мансийского округа, отношение особое. Кроме льгот, предусмотренных федеральным законом "О ветеранах" (который, кстати, по России практически нигде не выполняется), они пользуются и другими, предоставляемыми в рамках губернаторской программы "Ветеран", принятой еще в 1996 году, а также программой "Старшее поколение" и другими.
Отдельно стоит сказать об окружном законе о дополнительных мерах по социальной защите ветеранов. Он значительно лучше федерального. Например, участники боевых действий, труженики тыла получили 50-процентные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а те, кому выпала доля пройти вторую мировую, вообще освобождены от всякой платы. Такими же правами теперь пользуются инвалиды-военнослужащие, проходившие службу в Афганистане и выполнявшие боевые задачи в ходе обеих чеченских кампаний, а также в "горячих точках" - Закавказье, Прибалтике, Таджикистане.
Закон предусматривает еще одну категорию людей, которые могут иметь льготы. Губернатор Филипенко, по его собственному признанию, давно вынашивал идею о необходимости как-то помочь всем ветеранам освоения Севера. Ведь не все они получили государственные награды и, значит, не могут ныне пользоваться дополнительными правами и льготами. Теперь им будет присвоено звание "Ветеран труда Ханты Мансийского автономного округа". Оно приравнивается к федеральному "Ветерану труда" со всеми вытекающими надбавками к пенсии.
Документы предусматривают целую систему мер, направленных на повышение жизненного уровня ветеранов, предоставление им дополнительных прав и льгот. Достаточно сказать, что в прошлом году затраты округа на эти цели составили 1258292 тыс. рублей, в нынешнем году запланировано уже 1779693 тыс. За счет окружного бюджета ветеранам и пенсионерам предоставляются льготы на санаторно-курортное лечение, возможность получать адресную помощь и многое другое. Всеми видами социального обслуживания в прошлом году было охвачено более 206 тысяч человек.
В ежегодном послании жителям автономии губернатор Александр Филипенко заявил, что, возможно, уже очень скоро в округе появится собственный негосударственный пенсионный фонд. "Надо, чтобы каждый пенсионер получал у нас вторую пенсию, которая будет гораздо больше федеральной", - сказал он.
Такие условия привлекают в округ людей не только из соседних российских регионов, например, южных районов Тюменской области, но даже из Казахстана. Только в прошлом году сюда прибыли на постоянное жительство почти шесть тысяч пенсионеров. Интересно, что в последние годы в округ, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера, на постоянное жительство начали возвращаться и ветераны освоения югорских земель - геологи, нефтяники, строители. Поискав счастья на "Большой земле", люди захотели вернуться не просто в места их комсомольской молодости, а туда, где они смогут спокойно жить, не очень-то беспокоясь в завтрашнем дне.