
«Архнадзору» исполнилось 10 лет. Это общественное движение, взрослевшее и мужавшее в непрестанных боях за сохранение исторического наследия и подлинного облика Москвы и других городов, отметило юбилей не банкетом, а серьезным семинаром в Доме архитектора. Вместе с активистами и волонтерами «Архнадзора» (АН) защищать наследие от разрушения, варварских переделок и неуместного соседства за это десятилетие выходили сотни и тысячи москвичей. Вынося проблемы на общественные дискуссии, градозащитники ведут большую просветительскую работу. Это благодаря им все больше горожан ощущают интерес к истории страны, отраженной в «застывшей музыке» — архитектуре.
Так возникает консолидация: сегодня ты идешь на экскурсию или читаешь статьи на сайте (у АН несколько своих изданий в интернете, от давнего «Москва, которой нет» до собирающих информацию по всей России «Хранителей наследия»). А завтра выходишь на субботник по консервации погибающего дома или на митинг с требованием вернуть Москве статус исторического поселения: И вдруг понимаешь, что рядом с тобой не просто симпатичные люди, а единомышленники и сограждане. В эпоху всеобщей атомизации это чувство единения дорогого стоит.
У движения, которое еще в 1990-х начиналось с познавательных выставок «Против лома», со статей и книг москвоведов Рустама Рахматуллина и Константина Михайлова — признанных лидеров «Архнадзора», сегодня солидный архив. Подкупает не только множество статей и репортажей (в их числе и многие выступления «Труда», но и неизменная бескомпромиссность и выверенность публикаций. «Архнадзор» умеет привлечь экспертов высшего класса, а в конце концов, несмотря на жесткую полемику, добиться и сотрудничества со стороны городских властей.
Традициям градозащиты в России более 100 лет. Они не прерывались в советскую эпоху «всеобщего переустройства мира». Строителям светлого будущего мешали то Красные ворота, то Сухарева башня, то Триумфальная арка, то грандиозный храм Христа Спасителя. В конце 1930-х были планы снести почти все на Красной площади, включая ГУМ и Исторический музей, ради гигантского здания Наркомтяжпрома. К счастью, ни этот колосс, ни Дворец советов с гигантским Ильичом на крыше так и не были возведены. Уцелел и мешавший шествиям демонстрантов Покровский собор (храм Василия Блаженного), теперь визитная карточка Москвы. Но сколько пришлось биться за его спасение архитекторам и историкам искусства!
Отстояли Москву, которую из-за столичного статуса разрушали сильнее прочих городов, а вместе с ней и немало зданий по всей стране люди, чья память сегодня свята. Вспомним хотя бы реставратора Петра Барановского и зодчего Алексея Щусева. И шестидесятников академика Дмитрия Лихачева и Савву Ямщикова, бесстрашного искусствоведа Алексея Комеча, премию чьего имени теперь вручают градозащитникам.
А потом грянул этап дикого капитализма, а с ним и новые варвары. И тогда на сцену истории вышли градозащитники 2.0. Это новое поколение быстро училось у стариков Родину защищать. Многое получалось. Вот из последнего: возведенная в начале XIX века по проекту гениального Николая Львова, ныне заброшенная церковь Петра и Павла в деревне Загорье (Переслегино) близ Торжка на днях получила статус «выявленный объект культурного наследия». Главное управление по госохране объектов культурного наследия Тверской области вняло доводам активистов столичного АН и «Тверских сводов».
С 2014 года АН участвует в съездах градозащитников России в разных городах — в Москве, Казани, Самаре. Общественное движение вышло на федеральный уровень.
Храм святых апостолов Петра и Павла в селе Загорье (Переслегино) Тверской области получило статус «выявленного объекта культурного наследия», но это лишь начало долгого пути по спасению памятника. Фото с сайта hram-tver.ru
Наряду со спасением московских палат Гурьевых, или гостиницы Шевалье напротив МХТ, или «расстрельного дома» на Никольской москвичи сумели предотвратить застройку Боровицкой площади, хотя не смогли остановить возведение там безвкусного памятника святому Владимиру, разрушившего ансамбль в охранной зоне Кремля. Памятен и массовый протест против застройки Кадашей, где рядом с древней церковью святого Николая застройщики намеревались соорудить пять жилых домов-башен. Под давлением общественности власти пошли на попятную, а девелоперы умерили аппетиты.
Не только седая старина, но и ХХ век нуждается в защите и охране. Будь то советские дома-коммуны, помпезные здания сталинского ампира или, напротив, лишенные броского декора сооружения позднего советского модернизма — от Останкинской башни до сгоревшего ИНИОНа. А здесь сплошь лакуны: сколько сооружений эпохи конструктивизма остаются под угрозой сноса!
На юбилейных семинарах Наталья Душкина рассказала об ужасном соседе, которого хотят «подселить» к зданию Центросоюза — единственному в России творению великого Ле Корбюзье. Безликий небоскреб высотой от 120 метров спроектирован в опасной близости к шедевру и намерен бестактно соперничать со сталинскими высотками, стоящими неподалеку.
Это лишь часть архипелага, за который борется сегодня АН. По карте столицы разбросаны кварталы, подлежащие реновации. Их объявили захудалыми, но градозащита доказала необходимость сохранения 220 зданий (правда, изначально в списке домов, имеющих признаки объекта культурного наследия, было 600 адресов). Под угрозой целостность памятников ВДНХ: Одна из главных сегодняшних задач: необходимо корректировать охранное законодательство. Только так можно надеяться на спасение нашего наследия, которое день ото дня продолжает ветшать, гореть, сноситься.